Чемпионка Олимпийских игр – 2022 в Пекине, чемпионка мира, двукратный призер чемпионата Европы, трехкратная чемпионка России Анна Щербакова встретилась с участниками августовской программы Образовательного центра «Сириус».
Фигуристке всего 18 лет, но на ее счету уже несколько мировых рекордов. В феврале на Олимпиаде-2022 Анна Щербакова стала первой спортсменкой в истории мирового фигурного катания, приземлившей в одной программе два четверных флипа среди женщин.
На встрече с ребятами в «Сириусе» она рассказала, как правильно выбрать образ для программы и настроиться перед турниром.
– Анна, из чего состоит день фигуриста во время тренировочного процесса?
– Во время подготовки к турнирам у нас все мысли заняты фигурным катанием. Обычно тренировки начинаются в 10:00 с занятий хореографией в зале. Затем утренняя ледовая тренировка, которая длится полтора часа. На ней мы отрабатываем короткую программу. Потом у нас есть растяжки, чтобы немного расслабить мышцы после тренировки. После перерыва на обед мы идем в зал на тренировку по общей физической подготовке. В заключение у нас еще одна ледовая тренировка и заминка в зале на 45 минут. Заканчиваем мы примерно в 20:00.
– Какая часть тренировок в зале самая важная и какая больше всего нравится вам?
– Важны абсолютно все занятия, потому что только симбиоз этих тренировок дает необходимый результат. Фигурное катание – это не силовой вид спорта, в котором нужно сделать все быстрее, выше и сильнее. Это совмещение спорта и искусства, поэтому у нас есть занятия по хореографии, классическому балету, современным танцам, чтобы больше владеть своим телом, экспериментировать и быть органичным в разных постановках на льду. Также очень важна общая и силовая физическая подготовка в зале. Это и закачка мышц, и выполнение всех прыжков, в зале можно поработать над группировкой, исправить некоторые ошибки, выучить что-то новое. Поэтому все тренировки в зале очень важные.
– Как у вас выстроена тренировка на льду?
– Наша утренняя тренировка всегда начинается с раскатки, со скольжения, где мы примерно полчаса отрабатываем разные шаги и связки. Затем распрыгиваемся и работаем над прыжками, над короткой программой. Завершаем все обычно работой над вращениями. Вечернюю тренировку мы проводим в формате соревнования. Как и на турнирах, шесть минут разминка, за это время мы прогоняем нашу программу. Затем жеребьевка, тоже как на соревнованиях, мы вытягиваем номерки, переживаем, волнуемся и прокатываем произвольную программу, опять же как на турнирах: по одному выходим на лед и прокатываем произвольную программу. Тренер пишет всем распечатку по элементам, по очереди выставляет оценку за каждый элемент, мы все разбираем и дальше работаем над ошибками. И так каждый день, один выходной в неделю.
– Как вы выбираете образ? Как понимаете, что именно с этой программой вы будете катать сезон?
– Здесь очень важную роль играет команда наших тренеров – это Этери Георгиевна Тутберидзе, Даниил Маркович Глейхенгауз и Сергей Викторович Дудаков. В основном подбором образов и музыки занимаются они: настолько хорошо знают каждого спортсмена, какой образ он лучше передает на льду, какая хореография ему больше подходит, какой темперамент и характер в жизни. Думаю, это помогает тренерам идеально подобрать образы для нас. Они предлагают нам варианты для короткой и произвольной программы, дают нам послушать, чтобы мы почувствовали эту музыку и образ. Потому что в течение всего года ты будешь катать эту программу и очень важно каждой клеточкой ощущать то, что ты катаешь, чтобы достучаться до зрителей, которые смотрят, до судей, которые оценивают, чтобы это тронуло их и вызвало отклик.
– Часто начинающие фигуристы выбирают быструю музыку. Действительно это цепляет судей или нет?
– Тут очень важно выбирать под спортсмена. Не надо брать быструю или медленную и думать, что это понравится судьям. Им нравится, когда музыка идеально совпадает со спортсменом, и он хорошо ее передает. В детском возрасте можно экспериментировать, пробовать что-то разное, брать и быструю, и медленную музыку, искать то, что больше по душе. У меня в детстве всегда были более театральные постановки, я катала яркие образы из «Розовой пантеры», из «Семейки Аддамс», в которых я изображала конкретных персонажей. Но вообще стараюсь совмещать разные композиции, особенно в произвольной программе: есть и быстрая часть, и медленная, чтобы не было монотонности в программе, чтобы менялся ритм твоего катания, чтобы не наскучило и было интересней смотреть.
– Какой ваш самый любимый прыжок?
– У меня всегда зубцовые прыжки были любимыми. В детстве это был тулуп – первый тройной прыжок, который я запрыгала. Затем я исполнила сразу на одной тренировке флип и лутц, которые считаются самыми сложными. Так что первые три прыжка были зубцовыми, и до сих пор они мне легче даются.
– Как спортсмен контролирует обороты: когда сделать тройной прыжок, а когда четверной?
– В воздухе мы не считаем обороты, потому что все очень быстро происходит. Вначале мы изучаем двойные прыжки и запоминаем ощущения во время их исполнения. Затем изучаем тройные прыжки. Изначально ты изо всех сил вкручиваешься, и получается тройной прыжок. Затем постепенно привыкаешь, и те же самые движения становятся легче. Здесь все идет на ощущениях. Бывает такое, что после того, как приучаешься к тройным прыжкам, перестают получаться двойные, ты их перекручиваешь, потому что по привычке сильнее вкручиваешься в прыжок и немножко теряешься в ощущениях, но это обычно первое время. Я, например, даже сейчас не все двойные прыгну, потому что мы их не тренируем: забыла те самые ощущения, перекручиваю прыжки, прыгаю тройные и четверные. Так что, наверное, это прежде всего от ощущений и от того, что мы их постоянно тренируем, есть постоянный опыт исполнения этих элементов.
– Есть ли у вас какая-то традиция или ритуал, которые вы всегда используете перед выходом на лед?
– Я всегда верю в свои силы, не рассчитывая на приметы. Если говорить о ритуалах, я бы скорее назвала это подготовкой. Все готовятся к соревнованиям примерно одинаково, но с годами, с опытом вырабатываются свои привычки. И ты уже по полочкам знаешь каждую минутку, как правильно размяться, подготовиться, настроиться на соревнование. Последние несколько лет у меня уже была своя тактика, которой придерживалась. Я приезжала на турнир, у нас до начала есть примерно три дня, и знала свои задачи на каждый день. Вне того, что у нас на катке, я занималась в отеле, ходила в зал, знала, в какой момент мне нужно потренироваться, в какой отдохнуть. Просто вырабатывается свой ритм, ты знаешь, как настроить и тело, и голову отдельно. Это просто тренировки и правильная ментальная готовность.
– Что бы вы пожелали молодым спортсменам?
– Терпения, трудолюбия, веры в себя и любить то, что вы делаете.