Член жюри конкурса, заслуженный артист РФ, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Александр Сандлер рассказал о ходе IV Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие», о том, что ждать в финале.
Расскажите, как вы оцениваете уровень конкурсантов в этом году?
Уровень участников отборочного тура был традиционно сильный. На выход в финальную стадию могли претендовать и многие из непрошедших. Конечно, мой интерес касается в большей степени пианистов, но я с большим удовольствием слушал также юных исполнителей-струнников, духовиков и ударников. Уверен, нас ждет интересный финал.
Не могли бы вы рассказать, какие впечатления на вас произвел выбор репертуара участников конкурса? Прозвучали ли в исполнении произведения, которые вам очень нравятся?
Выбор репертуара отборочного тура во многом определялся условиями конкурса. Все участники представляли в обязательном порядке классическую сонату и виртуозное сочинение. В остальном они были свободны в своем выборе. Исполнение классики является важнейшим показателем уровня развития юных исполнителей. Нужно почувствовать особенности стиля, отнестись к старинной музыке не как к музейному экспонату, а суметь вдохнуть в нее новую жизнь, новое актуальное звучание. Виртуозное сочинение продемонстрировало владение техникой исполнения на инструменте. Мы услышали множество состоятельных исполнений труднейших сочинений, таких как этюды Шопена, рапсодии Листа, сонаты Прокофьева, обработки Плетнева.
Как вы думаете, какое значение имеет для юных музыкантов участие в конкурсе?
Конкурс «Созвездие» открывает для победителей большие возможности. Это и собственно награды конкурса – музыкальные инструменты и аксессуары, это и новые возможности концертных выступлений, новые контакты, внимание публики.
Что бы вы хотели пожелать участникам конкурса?
Прежде всего забыть, что это конкурс. Попытаться получить удовольствие от своих выступлений, играть смело и творчески.
Над чем участникам конкурса вы бы рекомендовали особо поработать, уделить внимание при занятиях, на выступлениях, записях?
Своим ученикам я советую работать периодически в медленном темпе без педали, внимательно вникая в детали текста и не пропуская мельчайших нюансов звучания.
Четвертый год проводится конкурс, это значит, что есть традиции, есть опыт. Как вы оцениваете уровень конкурса «Созвездие» в этом году?
Мне кажется, что сейчас главная задача – удержать конкурс на уровне предыдущих, которые установили планку на рекордной высоте. И мы видим, что к этому есть все предпосылки.