Первый день Всероссийского съезда учителей биологии в «Сириусе» завершился дискуссией профессоров Всероссийского института растениеводства имени Н. И. Вавилова о «биологизации» образования. По мнению специалистов, пришло время актуализировать работу по созданию современной концепции обучения биологии и перевести обновленную дисциплину в категорию обязательных учебных областей. Это предложение после конференции эксперты планируют выдвинуть на обсуждение в Министерство просвещения России и органы управления образованием.
Генетика в школе: все по-взрослому
«Настоящая наука не может развиваться вне исследовательских учреждений и научных школ: целые сообщества, поколения ученых десятилетиями нарабатывают и продумывают подходы к изучению проблем биологии, совершенствуют стратегии, передавая их следующим поколениям. Благодаря тому, что значимость генетики в современной науке набирает обороты, и одновременно появляются новые, более доступные методы исследования, можно привлекать школьников к современной биологии и генетике через научно-практические работы», – говорит доктор биологических наук, директор Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова Елена Хлесткина.
По словам Хлесткиной, чем раньше школьники начнут изучать генетику – тем лучше. В этом случае уже в выпускном классе старшеклассник сможет определиться со специализацией, а начать углубленно ее изучать на начальных курсах института. «Такая глубокая профориентация, конечно, подразумевает и особый подход к учебе, когда ты учишься не только на учебниках, а получаешь информацию от ученых-практиков, участвуешь в научно-исследовательских проектах, решаешь настоящие, «взрослые» задачи. С детьми нельзя играть в науку – все должно быть по-настоящему».
Обучение по матрешке: от нуля до лаборатории
Диагональ биологического образования в институте Вавилова условно сравнивают с матрешкой – системой, которая позволяет взглянуть на научную область целостно и вместе с тем дойти до сути, понять, как все устроено. «Если представить ребенку науку в виде разъемной куклы, внутри которой находятся куклы меньшего размера, ему будет проще разобраться в новой дисциплине. Начнет с самой маленькой фигурки, постепенно переходя к игрушке все большего и большего размера. То есть важно погружать в проектную работу детей с самого младшего возраста, и вести его до самого вуза, с каждым разом усложняя задачи. Взрослея в научной среде от школы до аспирантуры, молодые люди могут включаться в стратегические проекты, в большую исследовательскую работу, найти наставника. В этом и есть непрерывность биологического образования», – объясняет Хлесткина.
Чтобы «матрешка» работала, систему должны поддержать российские педагоги-биологи – именно им предстоит открыть младшим школьникам дверь в большую науку, считает академик РАН, доктор биологических наук, декан биологического факультета МГУ Михаил Кирпичников. При этом и сам педагог должен непрерывно обучаться новому, осваивая актуальные научные и педагогические технологии.
Науки о жизни равно образование будущего
«Сегодня науки о жизни нужно выделить среди других областей знаний, это наиболее актуальные, приоритетные для России междисциплинарные направления. От них зависит и качество жизни людей, и обеспечение растущего населения планеты питанием. Это и развитие персонализированной медицины, и в конце концов промышленность, и развитие бережного отношения к природе. Поэтому я считаю, что просто необходимо развить мотивацию способных к таким наукам ребят с самого раннего детства. Они очень скоро втянутся и смогут вдумчиво, осознанно определять, в какой области знаний им хочется развиваться», – говорит Кирпичников.
Организаторы съезда отмечают: важно привлекать студентов в профильное сообщество – объединять молодежь с людьми, которые делают науку, формируют актуальный для страны запрос и проводят исследования. Эта связь должна быть тесной и двусторонней.
«На ученых в этом смысле тоже лежит большая ответственность: они должны находить время и силы для студентов, для школьников, убеждаться в том, что они слышат, – подчеркнул спикер. – Это действительно большая радость для ученого, когда ты приходишь к ребятам, получаешь обратную связь, видишь их интерес, отвечаешь на вопросы. В такой коллаборации всегда появляются новые идеи. Ты начинаешь верить, что растишь в высоком смысле этого слова ученого».