help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Образовательная программа «Композиционный рисунок» проходит в «Сириусе» несколько раз в год. На ней ребята изучают основы композиции, ее закономерности, приемы и средства выражения. В конце курса художники рисуют постановку с фигурой, где показывают, как они научились пользоваться графическими материалами и правилами построения сюжета.

На одной из последних программ ребята рисовали живую модель. Этот долгий и кропотливый процесс продолжался в течение всего курса. Почему композиционный рисунок занимает особое место в системе художественного образования, рассказали педагоги Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, который ведет экспертное сопровождение курса. 

«Рисунок можно определить как базовую дисциплину, сродни знанию английского языка – приехав в любую страну, ты свободен в общении. Так и в рисунке: если ты владеешь нужными навыками, ты свободен в любом направлении изобразительного искусства», – говорит заведующий кафедрой графики и композиции МГАХИ имени В.И. Сурикова Матвей Шабаев. Курс по композиционному рисунку он вел вместе с коллегой – старшим преподавателем кафедры рисунка Ильей Оржеховским. 

Все начинается с рисунка 

Курс называется «Композиционный рисунок», и здесь одинаково важны оба термина: «композиция» и «рисунок». Рисунок – это базовая дисциплина для любого вида изобразительного искусства, все начинается с него. А композиция – основная форма изобразительного творчества. Поэтому курс решили начать с базовых вещей, а потом усложнить его. Работа с живыми моделями – хороший опыт для художников, которые выполняют профессиональные задачи, без скидки на то, что они еще школьники.

  • Матвей Шабаев: «Мне кажется, ребята готовы к такому интенсиву. Мы дали достаточно много теории: рассказали о композиции и ее основных принципах, о золотом сечении, о классической анатомии и пропорциях человека. Это был очень подробный формат подачи материала».

От простого к сложному

Последовательность работы на курсе была такая: сначала юные художники рисовали портрет (лицо), потом портрет с руками и под конец программы – фигуру в пространстве. Начинали писать мягкими материалами, потом усложнили задачу: в ход пошел акрил, работа с ним требует от художника определенного опыта. 

Здесь уже изучали, как фон работает на образ, экспериментировали с тональностью постановок, чтобы ребята пробовали работать и в светлой, и в более плотной композиционной гамме. 

Работа в мастерских

  • Илья Оржеховский. «Для успешной постановки важно, чтобы студент легко обходился с тоном, красками, умел передавать освещение, контраст, и так далее. Многие ребята столкнулись с этим впервые».

Например, при работе с акрилом выяснили, что ребята раньше этой краской не пользовались. Поэтому начали с расколеровки – градации от белого к черному, чтобы художники почувствовали саму краску и пошагово проследили, как изменяется тон. Постепенно они поняли, как ложится краска, как себя ведет при высыхании. 

Опыт и знание

  • Матвей Шабаев: «Выполнение рисунка включает два важных критерия: техника – аналитическая работа – и творчество – созидательная. Меня спрашивают: можно ли в самом начале погружения в дисциплину соблюдать и то и другое?»

Техника рисунка, конечно же, накапливается с опытом, для этого просто нужно как можно больше рисовать. А в вопросе творческого выражения подключается не только опыт, но и знания композиции. Потому что любое творчество – это сочинение, и его можно написать грамотно, только зная правила, основы. Опыт и знание даст дает самый плодотворный результат. 

Без образа нет картины

Образ – это неотъемлемая часть композиционного рисунка, который решает едва ли не главную задачу. Чтобы рисунок не превратился в простое перечисление предметов, нужно, чтобы художник умел искать образ, главное – выделять, второстепенное – подчинить общему решению.

  • Илья Оржеховский: «Хочется обратить внимание, что мы не просто пишем человека с натуры, а создаем композиционные ситуации. Подбираем ткани, фоны, продумываем сценарий. После такой подготовки становится понятнее, чего ждать на выходе. Молодые художники сами выбирали, какая модель им ближе для работы, у них в голове свой образ и характер портретного героя. А у нас – полная свобода творчества. Так что мы подходили издалека, все было четко продумано. И это было правильным решением. Мы видим результат и он хороший. Лучшие работы ребят найдут свое место на выставках Образовательного центра». 

За стартом программ направления «Искусство» следите на сайте Образовательного центра.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!