Что включает в себя умение учиться и почему это вдруг стало модным? Сколько сил нужно, чтобы освоить что-то новое? Одержимые познавательной страстью, мы часто хватаемся за книги, курсы, вебинары, но еще чаще бросаем все на полпути, едва ли выполнив и половину задуманного. Так случается, когда нет четкой системы и понимания, что за чем следует. О том, как договориться с собственным мозгом и разложить в нем все по полочкам, – школьникам «Сириуса» рассказала методолог-разработчик платформы «СберКласс», кандидат педагогических наук Валентина Браташ.
Система постановки целей и Матрица Эйзенхауэра
Когда от задумки можно приступать к действиям, и с чего начинать, чтобы все-таки дойти до финальной точки? Например, с умного планирования. В системе управления проектами и в тайм-менеджменте есть технология правильных целей, она называется SMART. Где S – это Specific (конкретность и ясность), M – Measurable (измеримость), А – Achievable (достижимость), R – Relevant (согласованность, важность) и T – Time bound (определенность по срокам).
Если свою идею – например, научиться свод читать классическую литературу на английском – разложить по этим критериям, то мы сможем обобщить всю имеющуюся информацию и понять объем работы, установить примерные сроки ее выполнения, определить достаточность ресурсов. Словом превратим мечту в ясную, точную и конкретную задачу.
Еще один полезный инструмент – Матрица Эйзенхауэра. Скажем больше, это самый популярный в тайм-менеджменте способ расстановки приоритетов. Его суть в том, чтобы распределить свои задачи по важности и срочности с помощью специальной таблицы. Это до смешного просто, потому ячейки в нем называются «срочно и важно», «срочно и не важно», «не срочно, но важно», «не срочно и не важно».
Уже понятно, что с помощью такого метода можно отфильтровать второстепенные дела от важных решений и сосредоточиться на том, что на самом деле имеет значение. Оказалось, самый главный квадрат в этой системе B: «не срочно, но важно». Туда вносятся «инвестиции в будущее»: мероприятия по саморазвитию, личные проекты, поиск новых возможностей и т. д.
Квадрат Декарта и шесть шляп мышления
Каждое наше действие – особенно на пути к цели – это маленькое решение, принимаемое осознанно или неосознанно. Можно стать значительно эффективнее, если научиться делать правильный выбор и в нужный момент. Например, при помощи простой техники «Квадрата Декарта” можно легко установить наиболее значимые критерии выбора и оценить их последствия. Например: поступать ли в магистратуру в этом году? А может пока сконцентрироваться на важной стажировке?
Как это работает. В основе «Квадрата» лежат четыре вопроса:
а) что я получу, если это произойдет?
б) что я получу, если этого не произойдет?
в) что я потеряю, если это произойдет?
г) что я потеряю, если этого не произойдет?
Честные и вдумчивые ответы позволят рассмотреть вопрос со всех сторон и понять, нужно ли тебе это сейчас, сможешь проанализировать все «за» и «против». Если взять эту технику за привычку, то ты легко научишься просчитывать действия на несколько шагов вперед.
Навести порядок в голове помогут также «Шесть шляп мышления». У каждого головного убора свой цвет и символ. Шляпы мышления помогают взглянуть на любой вопрос с разных сторон. «Примеряй» их по очереди: белая шляпа отвечает за факты (рассматривается вся доступная информация), красная отвечает за интуицию (а что, если...), черная шляпа – это критика (посмотри на проблему логически, найти ошибки, разберись, что делаешь не так), желтая открывает возможности (посмотри на вопрос позитивно, найди плюсы и выгоды), зеленая отвечает за креатив (а что, если подойти к вопросу нестандартно, смело?). Последняя, синяя шляпа – самая главная, она отвечает за управление. Обобщи и зафиксируй все результаты, посмотри, сколько вариантов решения вопроса ты только что нашел.
Рыбий скелет: техника «Фишбоун»
Фишбоун – это техника, которая учит работать с информацией. По сути, это прием критического мышления. При помощи схемы «рыбьего скелета» удобно генерировать новые идеи. Особенно им полезно пользоваться во время «мозгового штурма». Итак, представь скелет рыбы (или нарисуй его графически), где голова будет означать проблему, верхние косточки – причины, нижние косточки – факты как следствие причин, а хвост – обобщающий вывод.
Например, рассмотрим роман «Войну и мир» в системе фишбоун. В голове рыбы поставим вопрос (проблему): изменился ли Пьер Безухов? Причины, которые могли этому способствовать (верхние косточки):
а) философские поиски
б) война
в) мудрость
г) влюбленность
Напротив каждой категории ставим факт (нижние косточки):
а) он пересматривает свое отношение к крепостничеству
б) уходит на войну, хоть это противоречит его взглядам
в) встречает Платона Каратаева, который меняет его отношение к жизни
г) влюбляется в Наташу Ростову и создает с ней семью
Какой вывод можно сделать в хвосте скелета? Путь Пьера Безухова к простому счастью был длинный, и в этой эволюции мы видим, как меняется не только его жизнь, но и он сам.
Работающих приложений и инструментов, которые помогают правильно использовать свои знания и не терять мотивацию существует немало, каждый может подобрать технику обучения под себя. Главное не забывать о коммуникациях, критическом мышлении, управлении временем и всегда взвешенно подходить к решению задач.