Подведены итоги шестого Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». В этом году в нем приняло участие более 9 тысяч школьников и студентов из 79 регионов России. Больше 400 юных исследователей с лучшими проектами приглашены на проектную программу «Большие вызовы», которая пройдет в Образовательном центре «Сириус» с 5 по 28 июля 2021 года. На ней школьникам предстоит решать реальные задачи от ведущих российских технологических компаний, исследовательских институтов и вузов.
«Большие вызовы» – проект Центра «Сириус». Шестой год подряд конкурс объединяет молодежь, интересующуюся наукой, из всех регионов страны. Участники получают новый опыт исследовательской деятельности, определяются с будущей профессией, воплощают свои идеи, получают советы от наставников и экспертов. Победители и призеры «Больших вызовов» становятся соавторами научных статей, патентуют собственные разработки, их технологии внедряют на промышленных предприятиях страны.
В этом году традиционно участникам предложили разработать проекты по 12 направлениям, соответствующим Стратегии научно-технологического развития России от освоения Арктики, космических и биотехнологий до современной энергетики и когнитивных исследований.
Попробовать себя и принять участие могли школьники 7–11 классов и студенты младших курсов ссузов со всей России, а также впервые в этом году свои проекты представили студенты 1-2 курсов университетов. Всего в отборочных этапах приняли участие 9213 школьников и студентов.
Конкурс включал три трека, которые проходили параллельно: региональный, дистанционный и студенческий. Самым многочисленным стал региональный трек, он прошел для 8 285 школьников и студентов младших курсов ссузов очно в 68 субъектах России на базе центров, созданных по модели «Сириуса». Работы участников оценивали 1 424 эксперта. По итогам треков были определены победители и призеры отборочного этапа – ими стали 1470 участников из 75 субъектов Российской Федерации. Финальные испытания конкурса для школьников объединили очное тестирование, письменное эссе и индивидуальные онлайн-собеседование с экспертами направлений, для студентов – только собеседование. Максимальная оценка за заключительный этап – 50 баллов.
Эксперты конкурса отмечают множество интересных проектов. Среди них разработка прототипов подводных автономных аппаратов для мониторинга подводных систем или новые технологии сбора пластикового мусора с поверхности водоемов. В направлении «Агропромышленные и биотехнологии» больше половины финалистов конкурса выполняли свои проекты в школах, остальные проводили исследования в региональных центрах, созданных по модели «Сириуса», кванториумах и лабораториях региональных институтов и университетов. Практически все проекты-победители и призеры имеют непосредственное отношение к практической тематике: от агротехнологии выращивания растений в домашних условиях до анализа влияния спектра на продуктивность микроводорослей.
«Во время собеседования ловил себя на мысли, что общаюсь не со школьниками, а как минимум с младшими научными сотрудниками исследовательских лабораторий, – делится впечатлениями методист программы “Большие вызовы”, заместитель декана по научной работе факультета автоматизации производства и управления Калининградского государственного университета Тимофей Никулин. – В целом уровень заявок по сравнению с прошлым годом, несмотря на пандемию, остался на хорошем уровне. Хочется выразить благодарность всем участникам и их наставникам в регионах, благодаря которым молодые ребята заражаются любовью к науке и техническому творчеству».
Так, ученик 10 класса Николай Бердников из Самарской области работает в области современной энергетики над оборудованием полупроводникового преобразования энергии радиоизотопного бета-распада атома углерода-14 с использованием гетерогенной структуры карбида кремния. Проведенные школьником исследования помогут создавать малогабаритные устройства, требующие длительного времени работы, например, источники питания для кардиостимуляторов.
В направлении «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение» отметили десятиклассника из Орловской области Даниила Ушакова. Последние полтора года молодой человек трудился над созданием человекообразного робота-андроида Amico. Он умеет запоминать и распознавать людей, определять предметы, отвечать практически на любые вопросы, решать математические задачи.
«Amico уже сейчас может многое, и он продолжает обучаться. Мой проект имеет серьезные перспективы для развития и совершенствования технологий. Андроид станет отличным помощником и другом», – рассказывает Даниил.
По направлению «Освоение Арктики и Мирового океана» больше всего заявок было по экологической тематике и устойчивому развитию. В числе победителей конкурса проект одиннадцатиклассницы из Иркутской области Карины Мархиевой, посвященный изучению озера Байкал. В своем исследовании девушка выяснила, что бактерии Bacillius megaterium подавляют рост диатомовых водорослей Fragilaria radians - именно они воспроизводят 20% органического вещества всей планеты и являются важнейшим элементом пищевой цепи в водных пресноводных экосистемах. Другой победитель конкурса, девятиклассник из Тюменской области Алексей Тарасов представил экспертам концепт экологически безопасной транспортной системы для освоения сухопутной территории Арктической зоны. Школьник разработал 3D-модели и даже создал прототип вездехода в масштабе 1:10. В качестве энергетической установки Алексей остановился на водородном топливном элементе, как на наиболее перспективном и экологичном источнике энергии. Для заправки транспорта участник предложил гибрид ветровой установки и электролизного генератора водорода.
По итогам финала конкурса экспертная комиссия рекомендовала к зачислению на июльскую научно-технологическую программу «Большие вызовы» 204 школьника, среди них ученики 7–10 классов из 65 регионов, лидерами по числу победителей и призеров оказались Москва, Самарская, Новосибирская область и Свердловская область. По решению организаторов, к ним также присоединятся 159 финалистов прошлого года, которые из-за эпидемиологических ограничений не смогли принять участия в программе 2020 года. Еще чуть больше 80 человек эксперты отобрали по итогам академических достижений.
На программе «Большие вызовы» участники традиционно объединятся в проектные команды по 4-6 человек и в течение трех недель будут решать поставленные перед ними научные и технологические задачи. Победители и призеры конкурса, которые учатся в 11 классе, смогут принять участие в мероприятиях Научно-технологического университета «Сириус».
Список рекомендуемых к зачислению на программу «Большие вызовы»
Результаты участников заключительного этапа с учетом академических достижений
Граница проходных баллов составила:
Агропромышленные и биотехнологии | 30 |
Беспилотный транспорт и логистические системы | 33,5 |
Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение | 14 |
Генетика, персонализированная и прогностическая медицина | 32,1 |
Когнитивные исследования | 35,25 |
Космические технологии | 33,37 |
Нанотехнологии | 29,75 |
Нейротехнологии и природоподобные технологии | 34,5 |
Новые материалы | 34,3 |
Освоение Арктики и Мирового океана | 35,75 |
Современная энергетика | 42 |
Умный город и безопасность | 45 |