help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Студентка третьего курса Санкт-Петербургского государственного университета, получатель гранта президента России и призер Всероссийской олимпиады школьников по искусству Анна Мелицкова впервые попала в Образовательный центр «Сириус» три года назад. После этого ее жизнь изменилась. Девушка стала сотрудничать с региональным центром Нижегородской области «Вега», попробовала себя в роли куратора по направлению «Искусство» и занялась арт-менеджментом художественных выставок.

Сегодня Аня рассказала, как готовиться к олимпиадам, чем художники отличаются от ученых и в чем плюсы кураторства в «Сириусе».     

Учеба не значит рутина

Мое знакомство с Образовательным центром «Сириус» произошло в 2018 году, когда я попала сюда на Всероссийскую конференцию «Путь к успеху». Я участвовала в молодежной секции как получатель гранта президента России и призер Всероссийской олимпиады школьников по искусству и МХК. На конференции мы с коллегами создавали проект по улучшению образовательных программ по направлению искусство.

Первые впечатления от «Сириуса» были самые потрясающие. Раньше я думала, что сфера образования – это что-то скучное, в ней очень много необходимой рутины. Когда я приехала в «Сириус», с удивлением обнаружила, что здесь образование воспринимается как естественная часть жизни, а не как рутина или труд. Это было для меня самым главным открытием, что можно эффективно и радостно организовывать учебный процесс. Наверное, один из главных ключей для достижения такого результата – персонификация образовательного процесса. В «Сириусе» это замечательно организовано, здесь все преподаватели стараются найти индивидуальный подход к каждому ребенку, а школьники могут самостоятельно записаться на дополнительный образовательный компонент, исходя из своих интересов. И эта вариативность, возможность быть собой и расти – самое важное, что есть в «Сириусе».

Как часто упоминает Алексей Николаевич Горбачев, заместитель руководителя фонда, многие ребята считают, что «Сириус» – это недостижимая высота, и боятся даже подать заявку, чтобы попасть сюда. Это неверное мнение, и не надо бояться отказов, обычно в жизни  приглашений все-таки больше. Поэтому надо пробовать, не сдаваться и снова пробовать.

Любопытство всему голова

Во время конференции в «Сириусе» я пообщалась с руководителями научного направления регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега» в Нижнем Новгороде. После этого началось наше сотрудничество: меня пригласили на место координатора олимпиадного движения. Можно сказать, что участие в конференции стало для меня стартом в педагогическую деятельность.

Летом 2020 года в «Веге» прошли первые программы по олимпиадной подготовке. У меня был курс по введению в олимпиадное мышление: вместе с ребятами мы строили индивидуальные траектории на олимпиадный сезон, организовывали образовательный процесс, выбирали лучшие олимпиады, учились расставлять приоритеты между ними. Как призер ВсОШ по искусству, я знакома со всеми сложностями подготовки к олимпиаде, и сейчас помогаю в этом другим школьникам. Со многими ребятами мы до сих пор поддерживаем связь, они пишут, рассказывают, как выступили, делятся новыми проектами.

Основная проблема, с которой часто сталкиваются школьники – им часто не хватает уверенности в себе. Я всегда рекомендую ребятам пробовать себя в разных олимпиадах. Это поможет меньше ошибаться и понять, в чем ты наиболее успешен. Потому что, когда ты пишешь 10 олимпиад, в одних не получится проявить себя, а в других удача тебе улыбнется. Главная задача участников олимпиады – показать свой максимум. Оценка жюри – это уже другая зона ответственности, на которую ты не можешь повлиять. Я называю это элемент судьбы. Что зависит от тебя и что ты можешь продемонстрировать – постараться и показать все, на что способен.

Помню, я готовилась к олимпиаде по математике, у меня был замечательный преподаватель, тренер нашей команды по подготовке. И он всегда говорил: «К олимпиадам готовятся годами». Причем он это говорил за несколько дней до олимпиады, когда мы пытались вместить все конспекты себе в голову. Это, наверное, самый главный закон, что к олимпиадам надо готовиться каждый день своей жизни. Любая информация, из любых источников обязательно всплывет в голове и поможет, когда ты сидишь на олимпиаде перед белым листочком. Чтобы быть первым, надо быть активным в своей любознательности.

Открытые и самостоятельные

Позже специалисты регионального центра рекомендовали меня в кураторы «Сириуса», чтобы я набралась опыта, попрактиковалась, посмотрела, как устроен педагогический процесс во флагманском образовательном центре России. В феврале я стала куратором своей первой образовательной программы по направлению изобразительное искусство и живопись.

Я знала «Сириус» задолго до этого, и не думала, что сейчас здесь будет что-то новое и удивительное. И для меня стало большим открытием, какие ребята сюда приезжают. Работая в центре «Вега» в Нижней Новгороде, я привыкла к определенным запросам обучающихся, которым требуется наша постоянная поддержка и получение экспертного мнения от преподавателей. В «Сириусе» оказались очень самостоятельные ребята, которым нужно лишь небольшое направление для достижения цели.

Еще меня очень поразили ребята направления «Искусство». Работа с юными художниками была для меня в новинку, так как в региональном центре мы в основном взаимодействуем с ребятами, интересующимися наукой и олимпиадным движением. Учащиеся с искусства оказались очень открытыми, в отличие от ученых. Программа реализовывалась совместно с Академией изящных искусств Сергея Андрияки, школьники работали с акварелью, создавали натюрморты, писали с натуры портреты. Я впервые работала с ребятами, которых я понимаю, так как я сама выпускница художественной школы. Мне были близки их цели, образ мышления и дух искусства, который в них живет. Кураторство в «Сириусе» дало мне полезные инструменты, которые я перенесу на свою деятельность в региональный центр. Это очень ценный опыт для меня.

Тем, кто хочет себя попробовать в «Сириусе» в роли куратора, я бы советовала не бояться работы с одаренными детьми, а приезжать сюда и пробовать. Во-первых, здесь самому можно многому научиться, в «Сириусе» развивается каждый человек, здесь все направлено на личностный рост и самообразование. Во-вторых, есть возможность поделиться своим опытом с другими. Я рада, что могу дать ребятам что-то новое из своей жизни, как призер олимпиады, как получатель гранта президента, чтобы они увереннее шагали дальше и никогда не боялись ошибок, потому что успех всегда радостней.

Про Сириус.Лето

В прошлом году мы вместе с нижегородскими школьниками участвовали в проекте Сириус.Лето. Наша команда работала над усовершенствованием платежной системы Мир и системы быстрых платежей Банка России. Учащиеся 8-11 классов проходили курс по проектированию систем от преподавателей из университета Центробанка. За полгода ребята проделали огромную работу, изучили особенности создания сервиса, пользовательских сценариев и подготовили прекрасные проекты. Сейчас готовы два сервиса. Возможно в скором будущем мы, как пользователи систем, их увидим.

От «Сириуса» до выставки в музее

Я окончила художественную школу, люблю рисовать и понимаю искусство. Но с недавних пор мне интереснее заниматься арт-менеджментом. Здесь я вижу больше возможностей для своего развития. Сейчас я интересуюсь направлением ScienceArt, хочется объединить эту сферу с другими, сделать коллаборации ребят, которые занимаются искусством и наукой и исследовать новые формы культуры.

В 2019-2020 годах мы с коллегами организовывали выставку «Таврида Constans» на форуме в Крыму, которая объединила работы молодых художников и знаменитых пейзажистов разных эпох. Позже провели несколько цифровых выставок. К примеру, осенью прошлого года в сочинском Художественном музее мы сделали открытие выставки в формате прямого эфира. Музей является давним партнером «Сириуса», там есть прекрасные работы выпускников Центра. Мы решили протянуть линию от участников программ «Сириуса» до организаторов выставки в музее. На открытии мы провели онлайн-экскурсию для зрителей инстаграма Центра, познакомили их с экспозицией выпускников Центра. Было приятно и удивительно, что наш эфир с интересом смотрели не только ребята-живописцы, но и физики, и математики, и многие другие. Причем не просто смотрели, нам активно писали и участвовали в онлайн-игре, которую мы организовали. 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!