Нарисовать механическую рыбу в стиле стимпанк: даже такие задания бывают у школьников «Сириуса» на образовательных программах. В такой необычной форме магистранты Московского городского педагогического университета (МГПУ) предложили ребятам развивать инженерную грамотность и пространственное мышление. Интегрированные занятия будущие педагоги провели в рамках преддипломной практики.
Представьте, что мир застыл на технологиях второй половины XIX века – временах, в совершенстве освоивших механику паровых машин. Каждый из армии поклонников стимпанка обозначит: эта научно-фантастическая область прекрасно моделирует альтернативный вариант развития человечества в эпоху викторианской Англии. Триумф механического искусства нашел отражение в литературе, кино, и конечно, живописи, где паровозы, экипажи, дирижабли, паробусы и вообще любые средства передвижения изображаются с холодным блеском медных труб и обилием шестеренок. Но художники ретро-футуристы пошли дальше и наряду с индустриальными машинами научились рисовать механических животных. То же самое магистранты МГПУ предложили сделать и школьникам «Сириуса». Вооружившись карандашами, линейками и циркулями, ребята сели готовить чертеж для будущей медной рыбы.
«Это, в первую очередь, практика в применении знаний, полученных на школьных уроках по окружающему миру, биологии, технологии, физике, черчению, геометрии, истории и изобразительному искусству. Задание состоит в том, чтобы не просто нарисовать механическую рыбу, но и продумать способ ее механизации: двигатель, силовую передачу», – рассказал Алексей Иванычев, магистрант МГПУ, направление «Педагогический дизайн дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности».
В техническом задании много нюансов. Самое сложное – разработать кинематическую схему приводов, решить компоновочные вопросы, разместив все агрегаты внутри ограниченного по форме и объему корпусу обитателя фантастических акваторий.
«Нужно, конечно, еще добиться особой технической достоверности, чтобы все выглядело правдоподобно. Звучит почти невыполнимо – в динамике викторианской эпохи уместить все тенденции стимпанка. Вспомнили все, чему нас учили на уроках физики, геометрии, черчения и биологии. Еще у нас очень хорошие наставники – всегда подскажут», – рассказали ребята.
В распоряжении школьников было всего два часа. В течение первого – образовательный маршрут по основным учебным точкам: история, биология, технология, изобразительное искусство. Второй час – на самостоятельное творчество. Итогом инженерного творчества стал передающий авторский замысел рисунок карандашом, который, вставив в паспарту, можно было бы разместить на выставке детских работ.