Почему «режиссер умирает в актере», а самые любимые спектакли — не собственные постановки, о драматургии и поступлении в вуз на факультеты актерского мастерства и режиссуры рассказал художественный руководитель творческой лаборатории «Ювента» и Санкт-Петербургской школы театра, телевидения и шоу-бизнеса, режиссер, композитор, почетный работник высшего профессионального образования Виктор Николаев.
— Виктор Иванович, в Сириусе вы работали со школьниками 12-14 лет. Как на ваш взгляд, это хороший возраст, чтобы начать изучать драматургию?
— Когда я узнал, что будут ученики 6-8 классов, немного напрягся. Но мы встретились, познакомились, и я увидел, что они старше своего возраста. Схватывают на лету, все у них получается. Драматургии все возрасты покорны.
— Какая перед Вами стояла задача, как перед преподавателем программы?
— Мы работали над театральным проектом. Ведь странно изучать драматургию, не попробовав на деле. Детей разделили на группы и каждая работала над своей постановкой. Они взяли по одной пословице в качестве основной мысли спектакля. Драма — это действие, актер — это тот, кто действует. И мы с ними изучали действие на сцене.
— Какие пословицы ребята превращали в пьесы?
— Не рой яму другому, сам в нее попадешь. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. В общем, пять всем известных и актуальных пословиц. За неделю ребята полностью написали пьесу в определенном жанре и с определенной мыслью. Времени было немного, поэтому мы рассматривали основные принципы.
— Вы сказали, что изучали со школьниками действие на сцене. Что это значит?
— В основе каждой творческой профессии есть некий атом, из которого автор строит свое творение. Мы рассуждали, что атом для писателя — слово, для художника — краски и линии, атом композитора — звук. Когда я задал вопрос, в чем атом человека сцены, школьники растерялись, но постепенно сами пришли к тому, что драматургия — это искусство организации действия. А что же такое действие? Это достижение определенной цели. У персонажа всегда есть какая-то задача, он ее решает, именно поэтому все пьесы начинаются с действующих лиц. Плюс школьникам же нужно было выступать на сцене, поэтому мы учились понимать, что такое актерское мастерство. Какие-то основные принципы, к чему нужно стремиться, чем отличается профессиональный спектакль от самодеятельности.
— И чем же? Как создавать профессиональный спектакль, а не самодеятельность?
— Очень просто. Есть мир реальный, а есть — воображаемый. Чтобы вести себя в воображаемом мире естественно, органично и честно, нужно наблюдать, как мы живем в реальном мире. Вот, например, с ребятами делали такое упражнение: зрители должны были понять, что выступающие в лесу. И начались разные истории с «ау» и тому подобным. Но это не имеет никакого отношения к актерскому мастерству, мы же на самом деле не ведем себя так в лесу. Ведь когда мы действительно находимся в лесу, мы там живем, видим его, слышим, понимаем, зачем мы там, какое время года сейчас. Это мир реальный. Нужно все то же самое выставить в воображаемом мире. В своем воображении трогать конкретную березу, слышать птицу, понимать, зачем ты здесь, как ты тут оказался. Это самое начало. Потом уже начинаются наблюдения за собой, как мы общаемся, почему ссоримся, как это происходит. От простого — к сложным психологическим процессам. Все строится именно на переносе из реальной жизни в воображаемый мир.
— А для вас в процессе создания пьесы и спектакля что самое трудное?
— Самое ужасное — это когда гаснет свет, в зале зрители и ты уже ничего не можешь сделать. От тебя сейчас ничего не зависит. Тут понимаешь всю глубину фразы, что режиссер умирает в актере. Поэтому мои любимые спектакли — это спектакли других людей. Для тебя нет ничего, что было за кулисами, бэкграунда мучительного процесса создания, поисков, споров. Ты пришел, посмотрел готовый результат, вынес какой-то вердикт и пошел дальше по своим делам.
— Вы разносторонний человек и у вас сразу несколько профессий. Вы можете и пьесу написать, и спектакль поставить, и написать для постановки музыку. Как вы выбрали свою профессию?
— А я до сих пор не знаю, какая у меня профессия. Я закончил физический факультет педагогического университета. Параллельно заканчивал музыкальное училище. Потом я пошел на режиссуру в театральную академию. Мы тут вспоминали, что был момент, когда я работал в школе учителем физики, но меня просили подменить учителя музыки, провести уроки по культуре. 20 лет назад я учредил в Петербурге школу театра, телевидения и шоу-бизнеса. Длительное время у меня был свой студенческий театр. Так и получается: то я пишу кому-то музыку, то ставлю спектакли, то преподаю.
— Вы также готовите абитуриентов к поступлению на факультеты актерского мастерства и режиссуры. Какой совет вы можете дать всем, кто хочет поступать на эти специальности?
— Людям кажется, что они сейчас поступят, и на этом вся мучительная работа закончится. Но на этом все только начинается. Должно быть стечение огромнейшего количества обстоятельств, чтобы вы удачно вписались в профессию и реализовались. Поэтому, когда ко мне приходит человек с горящими глазами и говорит: «Хочу поступить», я всегда отвечаю: «Мне кажется, что ты сможешь. Но подумай, готов ли ты к этому. В этой профессии ты всегда на виду. Если будешь успешным, а иначе зачем к этому стремиться, о тебе будут писать неприятные вещи. Нужна очень сильная броня». Критики и люди сказали и забыли, а человек, о котором шла речь, может прокручивать это еще недели.
— Если человек все-таки готов, что может помочь при поступлении?
— До поступления нужно попробовать себя в разных студиях и театрах. Ты выходишь на сцену и должен что-то сообщить. Попробуйте разобраться, для чего вы идете в эти професси. Это все ради аплодисментов и оваций? Аплодисменты будут, если у вас действительно есть глубина. Может быть, нужно еще почитать, подумать, понаблюдать, пожить, чтобы вам, как актеру, было что сказать. А режиссерам вообще советую не торопиться. Это профессия, в которой нужно уметь выстраивать целый мир. Нужно работать с коллективом, когда у всех свои интересы, взгляды, желания, и надо между этим балансировать и создавать картину. Возьмите и попробуйте, чтобы понять все проблемы и как добиться результата.