help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Международный коллектив ученых, в состав которого вошли сотрудники лондонского Университета Голдсмит, Свободного университета Берлина, Томского государственного университета и Образовательного центра «Сириус», апробировали в России и Финляндии визуальную версию теста отдаленных ассоциаций для исследования креативности. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.  

В психологической науке помимо личностного подхода к изучению и пониманию креативности выделяют когнитивный. В этом случае исследователи ищут зависимость креативности от интеллекта и отдельных когнитивных способностей, например, рабочей памяти. Но единого мнения о том, как связаны эти явления, пока нет.

Измерить уровень креативности помогают различные тесты, один из которых – тест отдаленных ассоциаций Сарноффа Медника, предложенный американским психологом в 1962 году. При тестировании людям предлагают прочесть по три слова и назвать четвертое, их связывающее. Например, дверную ручку, перчатку и карандаш объединяет слово «рука».

В 2015 году ученые Бременского университета в Германии и Университета Саутистерн Луизиана представили визуальную вариацию данного теста, в которой понятия были представлены картинками. Такая форма помогает снять языковую нагрузку, наиболее точно сравнивать результаты исследований в разных странах и делать выводы без поправок на языковые правила.

Сейчас международная группа исследователей, в составе которой ученые Сириуса, испытала визуальный тест Медника на более чем двухстах людях в России и Финляндии. По словам Максима Лиханова, научного сотрудника лаборатории когнитивных и междисциплинарных исследований Сириуса, финский был выбран как язык из другой группы для корректного сравнения. Участников привлекали через социальные сети – пройти тест мог любой желающий.

«Это одна из первых апробаций визуального теста на отдаленные ассоциации в России. Мы смотрели на уровень связи визуального теста с вербальным, считающимся сегодня эталоном. Выяснилось, что результаты двух типов теста хорошо коррелируют, и мы можем использовать в работе визуальную версию», – рассказал Максим Лиханов.

По словам ученого, важно понять, действительно ли высокая креативность невозможна при низком интеллекте и какие уровни интеллекта дают максимум креативности.

«Это помогло бы находить ребят с хорошим уровнем креативности и анализировать, насколько сильно она связана с достижениями, которые они показывают. Например, полезно измерить у детей креативность, а через несколько лет понять, что один из них выставляется в художественном музее, еще один взял золото международной олимпиады и так далее», – рассказал исследователь.

Ученый также отметил, что измерение креативности – один из путей понять с научной точки зрения, что такое одаренность. Дальнейшие исследования помогут выявлять детей с потенциалом для высоких достижений.

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!