help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Анималистика считается одним из наиболее распространенных жанров, который уходит корнями во времена наскальных рисунков. Ни одна эпоха в мировой культуре, ни один народ не обошли в своем искусстве животных. Их изображениями оформляли жилища, храмы, капища, их фигурки, костяные и каменные статуэтки, служили объектами культа и предметами быта.

Насчитывая сотни лет своего развития, эволюция анималистки проникла во многие сферы художественного творчества: от декоративного оформления в архитектуре и монументальных произведений живописи и скульптуры до мелкой пластики в прикладном искусстве.

Сегодня анималистический жанр по-прежнему связан с пониманием человеком мира живой природы. Обладая естественнонаучными и художественными знаниями, задача скульптора-анималиста в том, чтобы суметь наиболее полно раскрыть художественный образ и передать характер и повадки животного.

Этому воспитанников новой образовательной программы «Основы анималистического искусства» в Образовательном центре «Сириус» учил скульптор Сергей Кривцов, старший преподаватель кафедры рисунка, живописи, композиции и изящных искусств Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

– Сергей Львович, считается, что изображение зверей не менее важная область искусства, чем изображение человека. Объясните, почему.

– Они равноценны. Первые рисунки людей и животных нам остались от древних предков в рельефах каменных выступов и скал. Развитие обеих линий искусства мы можем четко проследить в станковой живописи, в скульптуре, в эстампе на протяжении всей мировой истории. Некоторое различие в том, что изображения животных часто носили религиозный смысл, звери изображались аллегорично, служили дополнением к композициям и сюжетам. И только в XIX веке Антуан-Луи Бари, первый мастер анималистического жанра в скульптуре, начал изображать животное как главный объект произведения. Его работы вызвали большой интерес сообщества. Тогда же появился термин «анималистка».

– Современная анималистика отличается большим многообразие мотивов, сюжетов. С чего следует начать обучение будущему скульптору-анималисту?

– Сперва нужно усвоить общие законы изображения животного. Они касаются пропорций, объемов и мышц. Затем можно начинать прорабатывать конкретный образ. Например, в базовый курс Сириуса по анималистике я включил разбор трех типов животных: млекопитающих, рептилий или амфибий, и наконец, представителей подводного мира. Объекты этих классов разнятся по пластике и анатомии – непросто изучить их сразу. То есть моя задача – дать начинающим анималистам базовые инструменты и алгоритмы, которые чаще всего используются в работе над скульптурой.

– Как вы работали: у каждого была своя тема или вы коллективно прорабатывали один образ?

– Моя методика обучения реалистичной лепке животных рассчитана на аудиторию разного возраста и уровня художественной подготовки, поэтому проявить себя смог каждый. У каждого ученика была своя композиция, все выбирали зверей по интересу. С каждым воспитанником я работал индивидуально. Мы продумывали сюжет, и чтобы воплотить его в жизнь, собирали как можно больше материалов: изучали различные анатомические схемы, фотографии, смотрели фильмы, старались рисовать различные варианты композиций.  

– Каково соотношение теории и практики на ваших занятиях?

– Теория от практики неотделима. Я не могу давать ребятам блок устной информации, а потом перед работой в мастерской говорить «а ну-ка, вспомним, о чем мы говорили когда-то». Вместо этого мы наблюдали, изучали и воплощали самые разные образы, не отходя от станка. Это способствует лучшему постижению натуры.

Вот мы в мастерской. Наш алгоритм действий?

– Начинаем прорисовывать идею и композицию, затем продумываем каркас и динамику – позы объектов и их потенциальные движения. Кстати, правильный каркас – это 30% успеха в работе: сначала определяем соотношение длины к высоте и затем – соотношение объемов. Такой алгоритм действий самый универсальный для новичков: вы берете эти параметры за основу и дальше применяете их для работы над любым образом.

– Какие материалы вы использовали в работе?

– В основном скульптурный пластилин. Этот материал наилучшим образом подходит для воплощения творческих задач: позволяет набрать форму и объем, проработать детали и фактуру, дает наибольшую свободу для реализации задуманного. Но иногда мы прибегали и к глине. Например, на вечерних занятиях, когда ребята могли работать в свободной теме. У них получались потрясающие образы, из которых буквально лилась фантазия.  

– С какого возраста лучше всего начинать учиться этому ремеслу?

– Вообще начинают с 7 лет, но по моим наблюдениям, лучших результатов начинающие анималисты добиваются в 13-17 лет. В таком возрасте ребята наиболее восприимчивы к глубокому изучению этого искусства. А так учиться надо всю жизнь.

– Как не стать посредственным анималистом?

– Как и в любом другом деле: развиваться, изучая труды мастеров, профильную литературу, посещать музеи и выставки. В работе одинаково важны два аспекта: изучение животного по всевозможным материалам, схемам, фото, видео. А также зарисовки и лепка непосредственно с натуры.  

В рамках нашего курса я вкратце рассказал ребятам историю анималистического искусства. Имен мастеров, которых они должны знать, очень много, но в первую очередь это представители французского анималистического искусства Антуан-Луи Бари и его современник Пьер Жюль Мен. Если говорить о русской дореволюционной анималистической школе, то я бы вспомнил Евгения Лансере, Николая Либериха, Петра Клодта. В советский период творили Василий Ватагин, Андрей Марц, Александр Белашов и Дмитрий Цаплин.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!