help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

А у вас возникало дежавю в кино? Когда в последний раз вам хотелось пересмотреть кино? Статистика говорит, что в последнее время все больше кассовых фильмов используют готовые сценарные решения. Путь очень удобный: вы берете ходы из других картин, которые сработали на аудитории, и миксуете их в новый продукт.

Почему сегодня эта модель кинопроизводства пользуется популярностью, школьникам рассказал российский сценарист и режиссер Алексей Пищулин.

«Игровое кино – это сотни людей, которые работают вместе. Представьте себе футбольную команду из нескольких сотен человек. Им нужно не спотыкаться друг о друга на поле и делать свою работу. Если просядет один, это повлияет на общий результат. Нужна хорошая организация, чтобы люди друг другу не мешали. Технология создания фильмов отрабатывалась, начиная еще с братьев Люмьер», – объяснил эксперт.

Федерико Феллини говорил, что для хорошего фильма, нужны всего три вещи: хорошая история, хорошая история и хорошая история. Любое кино начинается с идеи, которая перевоплощается в сценарий. Сам сценарий обычно состоит из нескольких слоев. Первый – это идея, нечто, что можно рассказать одним предложением. Затем это предложение обрастает детальным подробностями. Подробности превращаются в диалоги.

В результате получается то, что называют литературным сценарием – толстая книжка, которую продюсер предоставляет потенциальным инвесторам для ознакомления. Продюсер, кстати, – это тот самый человек, который дольше всех работает над картиной. Он появляется на старте идеи и доводит ее до готового продукта, контролируя каждый этап и находит нужного режиссера.

Когда режиссер поработал с литературным сценарием, он представляет, какие приемы нужны, какое оборудование будет задействовано, как выглядят герои. Появляется экспликация, то есть режиссерская версия того, как он будет делать этот фильм, и раскадровка – комикс фильма. Кстати, Феллини делал настолько восхитительные раскадровки, что они попадали на выставки в художественные музеи.

Все мы знаем про кастинги для артистов, но еще есть кастинги для натуры, когда специалисты ищут места для съемок, если производство будет не в павильонах. Этот вариант не идеален – мешают посторонние звуки и приходится, например, переносить съемки из-за дождя или ждать солнца. В этом смысле декорации удобнее, но актерам сложнее проживать роль в искусственной среде.

«Еще проще производство делает “зеленка” – это зеленый фон, с которого можно вырезать актеров, вставить их в нужный интерьер и не возиться с декорацией. Важный с этой точки зрения эволюционный момент в кино случился, когда удалось синхронизировать движение актера и движение фона. Это сильно все упростило», – говорит Алексей Пищулин.

Кроме декораций в фильме могут быть искусственными и звуки. Например, знали ли вы, что чаще всего звук моря в фильме – это кипящая овсянка?

«Овсяная каша дает самое правдоподобное звучание моря, – объясняет режиссер. – Есть мастера, которые с помощью шуршания бумажек и скрипения куском фанеры могут изобразить такие бури и штормы, какие невозможно записать в реальности. Это нужно для чистоты и объемности звука. Хорошо озвученный фильм – это когда зрители не замечают, что озвучка была сделана отдельно».

Подготовка съемок, съемки, монтаж и постпродакшн – так выглядит цикл кинопроизводства в упрощенном описании. Когда смонтирована первая версия фильма, его показывают фокус-группе – это обычные люди, которые высказывают свое мнение о картине. После этого следуют долгие правки и доведение ленты до готового варианта.

«Люди, которые делают кино, хорошо умеют управлять эмоциями своих зрителей. Сегодня в кинопроизводстве существуют специальные шаблонные сценарии. Например, можно легко насчитать с десяток фильмов про астронавтов, которые отправляются к астероиду, чтобы ликвидировать его падение на Землю, или фильмов-катастроф, в которых обязательно есть воссоединившаяся из-за ЧП семья и хороший полицейский, который совершает героический поступок. Зачем нужны эти шаблоны?  Кино – это очень большие деньги. Чтобы не прогореть, желательно не рисковать. А не рисковать – это значит использовать то, что уже сработало», – говорит эксперт.

Алексей Пищулин подчеркнул, что если речь идет о художнике, который реализовывает свои решения, никогда нельзя быть уверенным, что его работу оценит зритель и фильм соберет большую кассу. Если такая уверенность существует, значит, это уже не художник, а ремесленник, который собрал комбинации готовых решений.

«Режиссеры на съемочной площадке при заминке говорят “За чей счет стоим?”. Игровое кино – это обязательный коммерческий элемент. Получается, что кино сегодня перешло от всяческих поисков к высчитыванию реакции и манипуляции вниманием и эмоциями. Посмотрев много однотипных фильмов, мы перестаем им верить. Когда с третьего кадра примерно понятно, к чему нас ведет режиссер и автор, мы уже смотрим не так внимательно. Но все равно смотрим, потому что кино – это зрелище», – утверждает Алексей Пищулин.

Изменить ситуацию может зритель, сделав выбор в сторону качественного кинематографа – нужно лишь научиться различать, когда вы действительно почувствовали эмоцию, а когда вас потянули за нужную ниточку и вывели на реакцию. Для развития этого умения эксперт посоветовал работать над художественным вкусом и общим культурным уровнем.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!