help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В середине апреля для воспитанников «Сириуса» прошла серия лекций, уроков и мастер-классов, которые можно объединить общей темой «Методы экоаналитического контроля». Они были посвящены методам, которые используют экологи и сотрудники природоохранных ведомств, чтобы оценить состояние окружающей среды. Автор курса, заведующая кафедрой сертификации и аналитического контроля МИСиС Вера Филичкина уверена, что понимание связи между состоянием природы и здоровьем людей жизненно важно для будущего поколения промышленников, изобретателей и управленцев.

Одна из встреч с воспитанниками носила название «Качество жизни человека» (послушать эту лекцию в записи можно в ЛекториУМе). В ней лектор подробно остановилась на том, как пыль в атмосфере, токсичные вещества в воде и почве подрывают здоровье людей, вызывая серьезные заболевания. В начале лекции она подчеркнула, что надеется показать школьникам важность заботы о природе, и призвала их в будущем постоянно задаваться вопросом: «А как моя работа, мои проекты влияют на окружающую среду?».

– Очень бы хотелось, чтобы у вас возникли новые идеи, которые вы будете реализовывать в своих проектных задачах на базе школьных или уже университетских курсов, – добавила лектор.

Она рассказала, из чего складывается «качество жизни человека», то есть что влияет на его ощущение благополучия, здоровья и счастья. Помимо тех благ, которые дает человеку общество (образование, здравоохранение, досуг), в это понятие входит и качество жизненной среды – воздуха, воды и почв.

Каким образом загрязнение среды может подрывать здоровье людей? Вера Филичкина подробно остановилась на одном механизме, связанном с круговоротом веществ в природе. Развивая промышленное производство, прокладывая дороги и строя города, человек изменяет этот круговорот, добавляя к природному, биогенному циклу техногенный. В него включается множество химических элементов, которые необходимы человеку в очень малом количестве, но если их в организме накапливается больше, чем нужно, они могут нарушить работу органов, изменить состав крови и вызвать опасные заболевания: некоторые виды рака, астму, дерматиты. К таким химическим элементам относятся ртуть, свинец, кадмий, медь, которые широко используются в производстве и вместе с отходами попадают в воду, воздух и почвы.

Чтобы предотвратить загрязнение окружающей среды, государство вводит нормативы по содержанию опасных веществ в отходах и эффективности их переработки. Анализ химического состава отходов производства, проб воды и воздуха проводится в специальных лабораториях. Одно заключение, выданное специалистами такой лаборатории, лектор показала в презентации.

Что же делать с отходами? Куда-нибудь складывать, закапывать, отправлять в космос? Лучше всего – перерабатывать. В промышленном производстве сырье извлекается не полностью, и часть его остается в отходах. Его тоже можно использовать, если создать эффективные методы переработки.

В качестве примера такой ресурсосберегающей технологии лектор представила работу воспитанников июльской программы 2017 года (прочитать об этом и других проектах направления «Новые материалы» можно на его странице). Ребята нашли способ перерабатывать и снова использовать в производстве пыль, которая скапливается в фильтрах на металлургических заводах. Школьники предложили добавлять к ней вещества-восстановители, которые могут извлечь железо из его оксидов, и связующие компоненты, помогающие спрессовать пыль в удобные для перевозки брикеты. Участники проекта даже рассчитали экономическую эффективность этой технологии и показали, что затраты на организацию переработки окупятся достаточно быстро.

В конце лекции Вера Филичкина выразила надежду, которую старшее поколение возлагает на молодых – тех, кто сейчас только учится. Именно они смогут создать эффективные законы, которые обяжут производителей следить за последствиями своей работы, и технологии, которые сделают заботу о природе экономически выгодной.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!