В «Сириусе» в эти дни проходит Всероссийское соревнование по хоккею «Первенство сборных команд Федеральных округов» среди юношей до 15 лет. За игрой юных хоккеистов пристально наблюдают специалисты из Федерации хоккея России, и они определят перспективных спортсменов, которым выпадет честь представлять страну в составе юниорской сборной.
Для экспертной оценки, передачи опыта и знаний игрокам и тренерам, в «Сириус» также приехал известный советский и российский хоккеист, пятикратный чемпион мира и двукратный олимпийский чемпион в составе сборных СССР, СНГ и России, Заслуженный тренер России, главный тренер сборной России по хоккею 2006 – 2011 гг. Вячеслав Аркадьевич Быков.
— Вячеслав Аркадьевич, в «Сириусе» есть такие направления как «Наука», «Искусство» и «Спорт». Насколько они совместимы, на Ваш взгляд, и как одно другому способствует?
— В «Сириусе» собраны дети от 10 до 17 лет. Это возраст, когда они впитывают большое количество информации. И мы, взрослые, должны предоставить им возможность получить эту информацию. Убежден, что не бывает лишних знаний. А спортсмен тем более должен быть не только физически, но культурно и интеллектуально развит в силу того, что игра на льду — это процесс творческий. Я считаю, что хоккеисты — те же артисты, люди, которым необходимо самовыражение, возможность высказать свое жизненное видение, почувствовать мир, и игрой, жестами проявить себя как личность.
— А какова роль родителя, тренера и учителя в воспитании хоккеиста?
— Вообще хоккей – командный вид спорта, и только когда все вместе, в данном случае - спортсмен, тренер, родитель и педагог, можно добиться достойных результатов. Юному хоккеисту нужен дружеский совет, моральная и психологическая поддержка. Вместе тренер, учитель и родитель воспитывают спортсмена, но главное – Человека. И одной критикой не обойтись. Если критика, то только конструктивная, чтобы не травмировать ребенка, не лишать его воли. И вообще совет всем родителям: ни в коем случае не становитесь своим детям тренером. У них есть тренер в секции. Есть учитель в школе. И если еще и дома будет ждать тренер, то ребенок просто замкнется. Со стороны родителей дети должны получать только поддержку и помощь.
— И здесь же возникает вопрос доверия?
— Доверие, безусловно, должно быть. В первую очередь, родители должны доверять своему ребенку, только так он научится доверять своим родным людям. А тренерское доверие возникает благодаря родительской поддержке: когда ребенок любит спорт, живет им, стремится развиваться, тогда любой тренер будет обязан, я считаю, доверять своему игроку. Уважение к личности, независимо от возраста – основа основ. Если тренер способен построить правильные взаимоотношения в команде и заслужить уважение и расположение игроков, тогда у него есть все возможности двигаться к успеху.
— И все же, как воспитать из хоккеиста настоящего чемпиона?
— Опять же важно семейное воспитание. Когда ты входишь в команду, а это та же самая семья, должен чтить ее традиции, помнить о том, что ребята зависят от тебя, а ты от них. И только доверие, взаимная поддержка и нацеленность на результат могут вывести команду в лидеры и каждого сделать звездой, чемпионом! А еще ребят не нужно загонять в рамки. Они еще вправе ошибаться. Попробовал обвести, не получилось – ничего страшного, пробуй еще. Чувство дистанции, игровая смелость – все это закладывается в детстве.
— Если говорить о болельщиках, помогают ли они?
— Болельщики – наше все! И на игры маленьких хоккеистов нужно ходить, подбадривать, хвалить обязательно. Болельщики – та энергетическая сила, которая не дает остыть спорту, заставляет нас развиваться и совершенствоваться. Ну и игроки ответственны за то, чтобы болельщики получали эмоции. Я не перестаю повторять, что у нас одна из самых интересных и классных профессий, потому что можно не только удовольствие получить от того, что играешь, но еще и подарить радость миллионам людей. И вот это важно осознавать с самого раннего детства.
— Спорт всегда воспитывал патриотические чувства. А сейчас, со времен великих побед советских хоккеистов, что-то поменялось?
— Патриотизм воспитывается в широком диапазоне. Хоккеист — патриот своей семьи, потому что носит фамилию и представляет в команде, он также патриот команды, за которую играет, и, конечно, он – патриот своей страны. И еще добавлю, хоккей как никакой другой вид спорта близок русской душе: здесь и скорость, и импровизация, и усилия «через не могу» – все это присуще русскому человеку. И как вы думаете, возможно ли, чтобы хоккей не воспитывал патриотизм?