Человек – это речь, способность к социальной коммуникации и сознание. За правильную и четкую работу всех трех (и многих других) состояний отвечает мозг – сложнейшее устройство, над изучением которого бьются ученые всего мира. Специалисты выяснили: активность глубинных структур серого вещества повышают книги. В процессе чтения у человека задействовано порядка 17 зон мозга. Каждая отвечает за свою область: одна – за зрительное восприятие, другая – соотносит звуки и буквы, третья –распознают смысл прочитанного.
Обо всем этом в Парке науки и искусства «Сириус» – научно-популярная лекция Татьяны Черниговской. Знаменитый российский ученый и нейролингвист встретилась с участниками сентябрьской образовательной программы в рамках Всероссийского проекта «Уроки настоящего» (волонтерская среда для распространения актуальных научных идей и образовательных технологий среди российских школьников).
– Процесс получения информации физически меняет наш мозг. Увеличивается плотность и качество нейронных сетей, улучшается активность нейронов и глиальных клеток. «Прокачать» мозг поможет сложная литература. Если вы читаете трудные книги, вы выстраиваете себе сложную нейронную сеть, улучшаете память. Чтение приводит даже к увеличению величины нервных волокон – то есть, растет эффективность серого и белого вещества. Но вместе с тем,важно понимать, что и как читать, – говорит Татьяна Владимировна.
Например, система гипертекста – это не последовательное чтение, а, по большей части, скольжение по текстам, связанным ссылками с другими текстами и информационными ресурсами. Такое чтение может сузить возможности человека и ухудшить способность воспринимать (читать) большие объемы информации.
– О том, как разные способы чтения влияют на структуру мозга, до этой лекции я не задумывалась, – делится13-летняяАлена Микрюкова из Кирова. – Мозг до конца учеными не исследован, и, как говорит Татьяна Владимировна, он устроен сложнее, чем вся Вселенная. Меня привлекает то, что в области его изучения осталось еще много загадок.
Мозг – он «гибкий», объясняет школьница: учеными доказано, что нейронные сети он образует до конца жизни, а значит, любое не скучное и не рутинное занятие приносит ему пользу. «Вот почему важно много читать и постоянно подпитывать его новой полезной информацией».
Но как быть тем, у кого происходит нарушение письма и чтения? Люди, страдающие дислексией и дисграфией, показывают нормальный или даже очень высокий уровень развития, правда, испытывают определённые трудности в усвоении информации, поданной письменно.
«Здесь надо понимать, что это не болезнь, а особенность восприятия, при которой не затронут интеллект», говорит нейролингвист. Более того, у многих дислексиков правое полушарие весьма развито, поэтому среди них часто встречаются творческие личности: ученые, политики, бизнесмены, писатели и художники. Да Винчи, Пикассо, Андерсен, Эдисон, Эйнштейн, Черчилль, Дисней, Тарантино, шведская принцесса Виктория – все они дислексики.
Особенность дислексиков в том, что они иначе воспринимают информацию: в их восприятии слова часто сливаются, они видят текст в виде наложенных друг на друга букв, меняют буквы местами, не замечая разницы. Занимается исследованием и решением этой проблемы и новая «Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией», в Попечительский совет которой входит Татьяна Черниговская.
– Тема дислексии может стать объектом исследований и участников проектных образовательных программ в «Сириусе», – говорит профессор. – Это настоящая научная работа, в которой наши школьники могут выступить как полноправные участники. Для этого в Центре созданы все необходимые условия, от лабораторий до оборудования.
Работа над концепцией проекта в «Сириусе» уже стартовала. «Со своей стороны я рекомендовала ведущих специалистов в этой области, которые могут быть привлечены к программе в качестве научных кураторов», прокомментировала Татьяна Черниговская.