В «Сириусе» завершилась первая студенческая научно-образовательная школа-конференция по генетике и биотехнологиям, участниками которой стали выпускники Образовательного центра, уже обучающиеся в вузах по программам в области биологии, биотехнологии, химии, медицины, биоинженерии, биоинформатики, математики, а также студенты-получатели грантов Президента Российской Федерации, приехавшие в «Сириус» из самых престижных профильных вузов страны.
Научным руководителем проекта выступил доктор биологических наук, руководитель отдела геномики и генетики человека Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН и Центра генетики и генетических технологий МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры генетики биологического факультета и факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор психиатрии Медицинской школы Массачусетского университета Евгений Иванович Рогаев.
О том, насколько успешно была реализована в «Сириусе» школа-конференция и в чем особенность пройденной образовательной программы, Евгений Иванович рассказал в интервью.
– Школа-конференция в предельно сжатые сроки смогла раскрыть потенциал юных исследователей. Замечательно, что за это время мы смогли донести до 62 участников так много важной информации в самых различных научных областях. Безусловно, все это благодаря 19-ти ведущим российским ученым в области генетики и биотехнологий, приглашенных в «Сириус».
– Евгений Иванович, а как проявили себя участники школы?
– Очень хорошо: иначе и быть не может, когда в проекте участвуют такие мотивированные студенты, проявляющие живой неподдельный интерес к науке. На меня произвело впечатление то, как они открыто высказывали мнения, представляли свои взгляды и идеи. После этой конференции я убедился, что у российской науки перспективное будущее.
– В составе участников школы-конференции были и студенты-математики. Насколько ими была освоена программа и чем математики могут быть полезны в генетике?
– Связь математики и генетики в научном мире очевидна. Во-первых, математические исследования генетики являются одним из важнейших направлений современной теоретической биологии. Во-вторых, развитие новых геномных технологий ведёт к накоплению беспрецедентно большого объёма геномных данных, для анализа которых требуется развитие биоинформатики и математического аппарата. Поэтому знакомство с этой областью студентов-математиков очень полезно.
– А в чем специфика программы?
– Она была сложной: за пять дней пройти несколько десятков лекций – дело серьезное. Уникальность программы в ее междисциплинарности. Где бы еще за несколько дней химики могли узнать все о трансгенозе растений? Рад, что было уделено особое внимание и практической части: в лабораториях биохакинга и нанотехнологий Парка науки и искусства «Сириус» студенты разных специализаций на самом современном оборудовании проводили молекулярно-генетические исследования, пробовали выделять ДНК и определяли генетические варианты, отвечающие за непереносимость лактозы или, наоборот, – толерантность к лактозе. Это новый опыт для студентов младших курсов, тем более не только биологических дисциплин.
– Какие темы были пройдены за эти несколько дней?
– Лекции включали самые актуальные темы из области современной иммунологии, иммунобиотехнологий, генетики, нейрогенетики, генетической селекции, фармакологии. Студенты слушали шесть профильных лекций и около двух докладов методического характера в день, и плюс практикум и круглые дискуссионные столы.
– Как Вы подытожите проведение первой школы-конференции по генетике и биотехнологиям в «Сириусе»?
– У студентов была возможность получить консультации у известнейших педагогов и ученых страны, провести лабораторную работу и, за несколько дней, получить представления, покрывающие широкий спектр генетической науки, что является довольно уникальным опытом.