Считается, что жанр классического фортепианного концерта был оформлен и закреплен творчеством Моцарта. Талант композиторов разных эпох полнее и ярче раскрывались в произведениях, написанных именно для фортепиано с оркестром. Григу, повлиявшему на наследие немецкого романтизма, Шопену, внесшему в музыкальный язык клавишных гибкие, новаторские и предельно выразительные формы, Чайковскому, написавшему лирические и изобразительные миниатюры в типичных для романтического пианизма жанрах, – всем им принадлежат одни из самых знаменитых и часто исполняемых сочинений в истории классической фортепианной музыки.
Выразительный мелодизм и яркую образность музыки в пьесах, ноктюрнах, этюдах юные пианисты августовской образовательной программы продемонстрировали в «Сириусе» на отчетном концерте. Занималась с воспитанниками заслуженная артистка России, доцент Московской консерватории имени П. И. Чайковского Полина Федотова.
– Мы встретились с ребятами всего неделю назад и за это время успели сделать многое. У всех была разная подготовка, разный технический арсенал, разный репертуар, но объединяли их всех талант и любовь к музыке. Меня радовали их способности на занятиях и сегодня каждый из них выложился по максимуму: я увидела плоды своей работы, а это очень отрадно для педагога. У них сложилось более четкое представление о формах произведений, появились новые знания о музыкальных тонкостях.
Музыкальные тонкости, по словам юных артистов, заключаются в том, чтобы избежать «механического» исполнения. Сделать произведение живым и эмоциональным.
– «Грезы любви» – это, наверно, самое знаменитое произведение, и исполняя его, я несла ответственность перед слушателями. Я много занималась, чтобы донести до аудитории всю красоту этого ноктюрна и достойно его исполнить, – рассказывает 16-летняя Милана Сафина из Уфы. – Вторым произведением, которое я сыграла, стала вторая венгерская рапсодия Листа: одно из наиболее ярких и оригинальных произведений всех времен.
Рапсодия Листа юной артистке попала в руки полмесяца назад. В «Сириусе» она продолжила над ней работу. Оба произведения, вошедшие в концертную программу, школьница подготовила всего за восемь занятий.
– Восемь занятий – это очень мало для пианиста. Но когда я узнала, что будут мастер-классы Полины Викторовны, обрадовалась. Мы сразу взялись за рапсодию и ноктюрн, она придала моей игре чувствительность, ритмичность, и на сцене я чувствовала себя уверенно и комфортно.
Достойно исполнили свои партии все участники концерта. На творческом вечере прозвучали сочинения Гайдна, Рахманинова, Скрябина, Листа и Шостаковича.