help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Майская творческая смена «Стравинский» собрала в «Сириусе» 45 школьников из 11 регионов России. Занятия у юных музыкантов начались с лекций доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой истории русской музыки Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Зивар Гусейновой.

– Зивар Махмудовна, на старте майской смены Вы провели две лекции. На какие темы?

– Тема была одна, сквозная: «Литературные произведения в музыке». В первый день мы говорили о русской музыке: о Глинке, Римском-Корсакове, Чайковском, во второй – об европейской: о Бизе, Гуно, Россини и их произведениях, написанных по великим литературным сюжетам. Ведь не секрет, что литературу с музыкой роднит многое. И я хотела, чтобы ребята знали те оперы, романсы, в которых поэзия – русская, французская, итальянская – берется за основу. Я рассказываю, каким образом литература отражается в произведениях на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Чайковского или «Шехеразады» Римского-Корсакова. Тема литературы в музыке неисчерпаема, и моя задача – провести ребят по этому волшебному лабиринту, вызвать в них интерес.

– Обычно Вы читаете лекции студентам. Какой формат встречи Вы выбрали для школьников?

– Формат живого диалога. С ними надо разговаривать. Не просто назидательно читать, а именно вести беседу. Я сразу предупреждаю юных музыкантов, чтобы они не боялись ошибиться и ответить на вопрос неверно – ведь мы собрались для того, чтобы они познавали новое. Ребята охотно включаются в разговор. Моя цель – показать, как много перед ними перспектив, и в каких направлениях они могут двигаться в профессиональном плане.

– Вы являетесь автором многих публикаций и пособий по истории музыки: насколько эти материалы могли бы подойти юным музыкантам?

– Пока рановато. Я работаю в высшем учебном заведении и, конечно же, вся моя публикационная работа связана с подготовкой материалов именно для студентов. Сейчас я ребятам не рекомендую свои учебные пособия, но отмечаю, что они непременно пригодятся, когда школьники поступят в консерваторию и станут студентами.

– На лекциях вы интересно и живо рассказываете об истории музыки. Какие темы Вы бы могли с ребятами затронуть в будущем?

– История музыки – это важный предмет, который нужно проходить параллельно с практическими занятиями. Сейчас сложно сказать, на чем бы я остановилась. Я могу назвать с десяток разных тем и даже больше. Для ребят их возраста полезно все. Например, можно поговорить о многонациональных традициях русской музыки. Конечно, мы бы не прошли мимо музыки разных народов, которые когда-то были частью нашей культуры: это грузинская, азербайджанская, казахская музыка. Очень важной для юных музыкантов является тема «Инструменты оркестра». Словом, тем для разговора с ребятами предостаточно.   

– С чего ребенок может начать изучать историю музыки самостоятельно?

– Для этого возраста самое главное – как можно чаще слушать музыку и читать об этих сочинениях, о композиторах, которые их написали, и о том, что послужило для автора источником вдохновения. Такую информацию можно без труда найти где угодно. Это не только развивает кругозор, но и музыкальный слух, музыкальный вкус. Учиться, конечно, нужно на примерах из классики.

– Но если говорить о современной академической музыке, что сегодня актуально, что бы вы рекомендовали послушать?

– Сейчас очень много интересных композиторов, которые демонстрируют новые возможности. Например, замечательный композитор Николай Капустин. Он пишет джазовые концерты для фортепиано. Получается прекрасно! Капустин очень естественно обращается к джазу и воплощает в жизнь новаторские идеи. То, что он делает, он делает на высоком художественном уровне. Я бы рекомендовала ребятам послушать его сочинения.  

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!