help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Сегодня наша страна празднует День космонавтики. Это особенная дата для России: хотя прошло уже полвека со дня первого полёта человека в космос, до сих пор этот день остаётся в сердцах миллионов людей важнейшим событием. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восход-1» стартовал с космодрома «Байконур», чтобы облететь Землю. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 1 час 48 минут.

Это событие мирового масштаба стало точкой отсчёта для разработки и совершенствования новых космических технологий. В этот знаменательный день на встречу с участниками апрельской смены «Сириуса» приехали люди, которые работают в космической отрасли.

У школьников появилась уникальная возможность пообщаться с Сергеем Трещёвым – космонавтом, Героем России, который участвовал в сборке Международной космической станции в 2002 году; Александром Сафоновым – одним из разработчиков космических кораблей РКК «Энергия»; Андреем Безруковым – директором по стратегическому маркетингу GS Group. Гости рассказали о прошлом, настоящем и будущем космической отрасли.

Александр Сафонов в своём выступлении коснулся истории создания пилотируемых космических кораблей:

«Всё начиналось с корабля «Восток-1». Благодаря советским инженерам удалось найти тот вариант космического корабля, который позволил стать нашей стране первой в освоении космоса. Тогда была выбрана форма в виде шара, которая хорошо известна с точки зрения аэродинамики и оказалась устойчивой в атмосфере при смещении центра тяжести относительно центра давления. Эта идея легла в основу при создании корабля, на котором совершил свой полёт Юрий Алексеевич Гагарин». 

Как объяснил Александр Сафонов, уже позже форма усложнилась: она стала сферически-конической, при этом позволила совершить управляемый спуск. Сегодня технологии совершенствуются: о настоящем в космонавтике ребятам рассказал Сергей Трещёв, Герой России, бортинженер, космонавт-испытатель. Сергей Евгеньевич показал школьникам видео о своей космической экспедиции и подготовке к ним.

«Сейчас на орбиту собирается уже 51-я экспедиция, а наш полёт был пятым по счёту. Сегодня станция довольно больших размеров – её длина около 80 метров. Чтобы собрать такую конструкцию, нужно было совершить немало полётов и доставить на орбиту десятки грузовых кораблей», - отметил Сергей Трещёв.

О технологиях будущего и их связи с космической индустрией ребятам рассказал директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков:

«На сегодняшний день быстро развивается технология повышенной пропускной способности спутников – так называемая технология HTS, которая позволяет спутнику транслировать несколько тысяч отдельных световых лучей, за счёт чего увеличивается скорость передачи сигнала. Спутники нового поколения позволят решать гораздо более серьезные промышленные задачи».

После выступления спикеров участники апрельской образовательной смены смогли задать гостям свои вопросы. Самый первый был о колонизации Марса: «как скоро это станет реальностью и сможет ли Россия быть в этом первой?». На вопрос ответил Александр Сафонов:

– Хороший вопрос. Мне сразу вспомнился знаменитый российский ученый-конструктор, соратник Сергея Королева, академик Борис Евсеевич Черток – заместитель генерального конструктора НПО «Энергия» (ныне – РКК). Так вот: он был сторонником освоения Луны, а об освоении Марса всегда говорил, что это – фантастика. Но многие ученые уверены, что Марс – это наше будущее. Поэтому здесь однозначного прогноза нет. Но мы в РКК решили: начнем сначала осваивать Луну, ну а потом возьмемся за ближний и дальний космос. 

– Вопрос к Сергею Евгеньевичу. Я слышал, что в России создают первый в мире мощнейший двигатель, который позволит летать на очень дальние расстояния в сжатые сроки. Это правда? (Горбунов Леонид, направление «Наука»).

Сергей Трещёв. Действительно разрабатываются такие двигатели, они называются электрореактивные, но для них нужна очень большая электрическая мощность: либо мощные солнечные батареи (уже на орбите), либо ядерная энергодвигательная установка. На решение этой задачи могут уйти десятилетия, но зато такие двигатели позволят долетать до Марса и обратно всего за 3 месяца, в то время как сейчас на это уходят годы.

– Вопрос к Сергею Евгеньевичу. Какое место на Земле вам кажется из космоса самым привлекательным? (Трубецкая Эвелина, направление «Искусство»)

Сергей Трещёв. Именно эти места и есть самые привлекательные: Черноморское побережье Кавказа. Когда я более-менее освоился космосе, то стал всматриваться в красоты. Я узнавал береговые очертания – Анапу, Геленджик. Потом – Новороссийск, дальше – Сочи и Абхазия. Всегда в этих местах была относительно безоблачная погода, береговая черта виднелась четко. И это было прекрасно.  

– Вопрос к Александру Семеновичу. Какие меры принимаются для уничтожения космического мусора? (Юсупов Вячеслав, направление «Наука»).

Александр Сафонов: Есть наземные средства слежения за орбитальным мусором: они фиксируют положение космических аппаратов, отработавших свой срок, и их обломков на орбите и направляют координаты в центр сбора и обротки данных. Это помогает космическим аппаратам избегать угроз, исходящих от техногенного засорения околоземного космического пространства, то есть, маневрировать и отклонятся от орбитальных осколков.  

– Вопрос к Андрею Анатольевичу. Могла бы компания «General Satellite», как национальный технологический лидер, вложить средства в развитие, например, космического туризма? Мне интересно узнать, возможен ли космический туризм в ближайшее время? (Валентин Коновалов, направление «Наука»).

Андрей Безруков: Я думаю, что да. Учитывая, какое количество бизнесменов в России готовы заплатить очень существенные даже по меркам космической индустрии средства за космический туризм, эта отрасль совершенно точно имеет перспективы. Другое дело, что определенные индивидуальные сложности возникнут по подготовке этих людей к полетам, но повторюсь – отрасль совершенно перспективна. 

 

  

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!