help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Большую часть дня в Образовательном центре «Сириус» воспитанники проводят на тренировках и мастер-классах по своим направлениям. Но и об общеобразовательных предметах, а также дополнительном образовании в Центре не забывают. Тем более, что обучать ребят приезжают самые талантливые педагоги. Второй раз приехала в «Сириус» кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы московской гимназии №1514, автор многочисленных статей по методике преподавания и педагогике Римма Храмцова.

- Римма Анатольевна, Вы уже приезжали в Центр в феврале, наверное, можете сказать о каком-то развитии, прогрессе «Сириуса», если он, конечно, заметен.

- В эти два раза я пообщалась с ребятами с разных сторон. В феврале больше общалась с ребятами, которые занимаются по направлению «Наука». Там было много групповых занятий в небольших аудиториях. Это один формат работы. Сейчас мне предложили другой формат с другими детьми других возрастов. У нас были большие лекционные занятия, на которых мы обсуждали разные интересные вещи, например, анимацию и творчество Гоголя. Это намеренно не цикл: из-за особенностей расписания команд они могут пропустить какую-то лекцию, и выстроенность нарушится. Это просто то, о чём не скажут ребятам на общеобразовательных занятиях, но что будет полезно для их общего развития и, возможно, даст желание углубиться в какую-то определённую тему. Точно могу сказать о многосторонности «Сириуса» - её невозможно было не почувствовать даже в первый приезд. И в этом большой плюс такого центра.

- Получается, вы успели поработать с детьми всех трёх направлений. Заметили какие-нибудь особенности каждого направления?

- Опять вопрос в разнице форматов. Одно дело – кулуарное общение в маленькое аудитории. Другое – лекция в актовом зале. Что играет большую роль - особенность конкретных детей или особенность наполняемости группы? Была приятно удивлена, что старшие ребята из «Науки, с которыми я работала в феврале, не проявили никакого снобизма относительно точных наук. Мне казалось, что они должны немного свысока посматривать на то, что не касается их основных интересов. Но я этого вообще не ощутила. Ребята «Науки» более младшего возраста вообще проявляют большую открытость и заинтересованность в любых знаниях. Команды «Искусства» радуют кругозором. А хоккеисты иногда выглядят очень уставшими. Это и неудивительно – у них столько тренировок, что на разговоры о Гоголе может просто не оставаться сил. Но мне было очень интересно работать со всеми. В ребятах чувствовался интерес и желание думать.

- Летом в Центре будет открыто направление «Литературное творчество». Совместимы ли современные школьники с литературным творчеством вообще?

- Абсолютно совместимы. Всероссийская олимпиада по литературе собирает 200 с лишним, почти 300 лучших детей со всей страны. Обычно около трети ребят бывают призёрами и победителями. В формате олимпиады организаторы, конечно, уделяют время на общение с экспертами, но его не так много. К тому же, обычно там ребята заняты волнением перед самой олимпиадой. А тут их можно было бы многому научить, это даже не подготовка к экзаменам, а просто прекрасное расширение знаний. Есть огромное количество людей, которых можно было бы к этому привлечь к этим мотивированным ребятам. Особенно могу судить по тому, с какой жадностью приезжающие ребята впитывают знания. Школьники из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска имеют возможность «дополнительной подпитки», а вот для ребят из регионов это было бы очень кстати. Мне кажется, направление очень перспективное.

- Только для увлечённых филологией ребят? Или учащимся других направлений лекции и мастер-классы экспертов «Литературного творчества» тоже могут быть полезны?

- Это довольно банальная вещь. Личность должна быть гармонически развита. Конечно, спортсмен, который не может выразить свою мысль, музыкант, который не ориентируется во многих вещах, - это плохо. Поэтому делить тут нельзя. Нужно каждому. Но каждый выбирает, нужно ли ему.

- Как сейчас обстоят дела с грамотностью у школьников?

- Я проработала в школе 30 лет и 3 года, не могу сказать, что сейчас какая-то особая ситуация. С грамотностью всё то же самое.

- Какие-то масштабные проекты, например, тотальный диктант, способствуют повышению общего уровня грамотности?

- Нет. Это всё-таки очень локальные акции, особенно широких масс они не привлекают, даже не смотря на свою масштабность.

- Что тогда нужно сделать в более глобальном смысле для повышения грамотности детей и подростков?

- Ничего особенного. На протяжении многих десятилетий всё остаётся на примерно одном уровне, поэтому сделать что-то сложно. Экзамен по русскому языку тоже не имеет никакого отношения к повышению общего уровня грамотности и владения языком. Нам, учителям, надо работать честно, а детям более-менее честно учиться.

- В «Сириусе» довольна большая библиотека. Не могли бы Вы дать ей профессиональную оценку?

- Библиотека хорошая, даже если в ней сейчас чего-нибудь не хватает, это нестрашно. Когда спускаюсь вниз, всегда вижу, что кто-то читает. Вряд ли это подготовка к урокам. У ребёнка появилось 15 минут свободного времени, он раскрыл книжку, это уже замечательно. Конечно, надо пополнять библиотеку. Но это задача каждой уважающей себя библиотеки вообще. Мне показалось, что ребятам очень интересны тематические журналы. Периодика хороша именно тем, что отлично подходит для такого пятнадцатиминутного чтения, в отличие, например, от томиков Толстого. Вижу, что и электронными вариантами книг ребята пользуются.

- Какую сторону Вы, кстати, занимаете в споре противников и защитников электронных книг?

- Я сама читаю книги только в дороге. Поэтому выбираю электронные, бумажные носить с собой тяжело. Когда мы работаем на уроках, я не запрещаю ребятам пользоваться электронными вариантами, но замечаю, что у них пока нет культуры пользования такими изданиями: быстро сделать закладку, найти её… Электронная книжка – очень хорошая вещь. Но она никогда не вытеснит бумажные. Для многих людей это особая культура. Многие покупают только книги определённого издательства, иллюстрированные, раритетные. Такие любители не исчезнут. Но другая проблема, что книги очень дорожают. И детские в том числе. Современные родители предпочитают не тратить деньги на хорошие книги, а включать детям мультики, что не есть хорошо.

- У Вас была даже лекция, где вы знакомили ребят с необычной анимацией. Оно, конечно, не мультики вообще, но…

- Да, конечно, это совершенно разные вещи. Мультфильмы, которые я показывала ребятам, рассчитаны на уже осознанных школьников, а не маленьких детей. Детям необходимо читать сказки. В нашей школе мы даже проводим специальные занятия, где рассуждаем с детьми о чтении вслух. Многие ребята 11-12 лет такого детства были лишены. Это сразу чувствуется. Те же, кому родители читали, вспоминают об этом как о счастливых мгновениях. Это уже даже не совсем филологическое. Оно важно для образования, но изначально именно с коммуникационной точки зрения – как взрослый читает, с какой интонацией. Это запоминается и в дальнейшем определяет, читает ли сам ребёнок или нет.

 

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!