help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Специалисты убеждены, что подобные конкурсы просто необходимы российскому образованию, поскольку они задают новую высоту. О том, почему одарённые школьники стремятся стать участниками такого состязания, какой регион богат на юных гениев, и есть ли преференции для победителей олимпиады, рассказал член оргкомитета Олимпиады по экспериментальной физике, директор физико-математической школы при Московском центре непрерывного математического образования (МЦНМО) Илья ЛУКЬЯНОВ.

- Илья Владимирович, кому принадлежит идея проведения IEPhO (Experimental Physics Olympiad) – олимпиады по экспериментальной физике?

- Идейным вдохновителем проекта выступил руководитель Департамента образования Москвы Исаак Иосифович Калина. Он настоял на необходимости проведения олимпиады, которая содержала бы в себе не теорию, а эксперимент.
 

 

Илья Лукьянов на занятиях октябрьской смены ОЦ «Сириус»

- Почему именно такое ограничение?

- Тут всё легко: олимпиад по теоретической физике существует великое множество, а наша сама по себе уникальна. Мы считаем, что выведение экспериментальной части в отдельную олимпиаду помогает школьникам подготовиться к международным соревнованиям.

На мой взгляд, подобные мероприятия сегодня играют роль активного популяризатора науки, потому что сейчас в России довольно сильно сокращён цикл естественнонаучного образования, и количество часов на физику все время уменьшается.

На этой олимпиаде дети, не обладая серьёзной базой навыков по решению задач, но выступая в качестве экспериментаторов, могут самостоятельно добиться интересных результатов. Поиск правильного решения зажигает в них искорку, которая со временем приводит к пониманию того, что необходимо искать себя в физике. Очень хочется верить, что спустя некоторое время мы увидим, как дети, бывшие участники олимпиады, поступили сначала в профильные вузы, а затем и в аспирантуру.

- В этом году мероприятие пройдёт в третий раз. До этого оно проводилось в Московской области, а теперь – на базе образовательного центра «Сириус». С чем это связано?

- Два года подряд олимпиаду принимали в детском центре «Команда» в Подмосковье. Мы старались сделать всё для того, чтобы олимпиада состоялась, чтобы гости и жюри чувствовали себя комфортно.

С каждым годом участников становилось всё больше, и оргкомитет осознал, что необходимо расширяться. В результате в этом году у нас появилась шикарная площадка на базе Образовательного центра «Сириус», которая в состоянии принять такой большой форум.

- Раньше, насколько нам известно, участники олимпиады должны были платить взносы. Ничего не изменилось?

- Собранные денежные средства тратились на приобретение расходных материалов и создание установок, необходимых для участников. В этом году мы отказались от организационного взноса, благодаря чему выросло количество желающих - на одно место участника претендовали сразу два человека.

Всё-таки речь шла о немалых деньгах, а сейчас, когда в стране довольно непростая экономическая ситуация, многим просто нереально приобрести даже билеты на поезд, чтобы добраться до места проведения соревнований.

- Сколько команд будет участвовать в Олимпиаде в этом году?

- 28. Ожидается около 200 участников, они будут поделены на восьмерки. Особняком идут кандидаты в национальную сборную, для них предоставлялась отдельная квота.

- Как подаются заявки, и по какому принципу жюри отбирает участников?

- Все требования чётко прописаны в «Положении о порядке проведения олимпиады». Участниками могут стать школьники с 8 по 11 класс, в том числе дети, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования или самообразования.

Отбор команд ведётся на конкурсной основе. При этом приоритет отдаётся тем из них, в составе которых есть победители или призёры Международной олимпиады по экспериментальной физике за прошлый год, заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике 2015 года, а также командам образовательных организаций, которые входят во Всероссийский рейтинг школ по физико-математическому направлению (ТОП-100).

Однако, как и в любом правиле, существуют исключения. Например, в командах при школах-интернатах новосибирского и московского университетов нет школьников 8 и 9 классов, но учебные заведения являются сильными. В таком случае мы идём на уступки и приглашаем команды, несмотря на то, что в этих командах нет младшего звена.

- За то время, что проводится олимпиада, определились сильные школы или даже регионы по физике?

- Безусловно, сейчас нет равных Челябинску, Мордовии, Санкт-Петербургу, Москве и Новосибирску. Именно эти центры показывают высокие результаты и на всероссийской олимпиаде, и на олимпиаде по экспериментальной физике.

- Как считаете, в чем секрет их успеха: в сильных преподавателях или одарённых детях?

- Это взаимосвязано: сильные дети ищут сильных наставников, а одарённые дети постепенно привлекают к себе других сильных ровесников. Если что-то где-то зародилось, оно будет и дальше развиваться по такой же схеме.

- А как готовятся задачи на олимпиаду?

- Подготовкой 24 задач по экспериментальной физике занимается специальное жюри. Это большая кропотливая работа, которая ведётся на протяжении всего года, поскольку придумать такой большой объём довольно тяжело. Для сравнения: на финале Всероссийской олимпиады школьников по физике представляется всего четыре экспериментальные задачи – в шесть раз меньше.

Вообще, работа жюри делится на две составляющие. Одни специалисты разрабатывают задания, а другие проверяют работы школьников и следят за проведением олимпиады.

- Такие задачи по силам среднестатистическому школьнику?

- Нет, простому школьнику их не решить, поскольку это всё-таки топовый уровень. К тому же, задачи усложняются в зависимости от класса. Если для восьмиклассников и девятиклассников варианты более-менее решаемы, то учащимся 10-11 классов придётся справляться с более сложными задачами.

- Как участники Олимпиады проявляют себя на Всероссийской олимпиаде по физике?

- Одним удаётся занять призовое место, другим – нет. Олимпиада - это в какой-то мере спорт. Здесь важна собранность, сконцентрированность и ряд других деталей, вплоть до настроения участника.

Как правило, ребята, которые показывают высокие результаты на нашей олимпиаде, становятся призёрами всероссийской олимпиады. Но порой случается и обратное: школьники довольно хорошо выступили на всероссийской олимпиаде, но никак не проявили себя у нас.

- Илья Владимирович, а если дети выигрывают олимпиаду по экспериментальной физике, они могут попасть в национальную сборную России по физике?

- Помню, в первый год проведения олимпиады ничего подобного не происходило. А в прошлом году так случилось, что все кандидаты в национальную сборную участвовали в олимпиаде по экспериментальной физике. В результате те ребята, которые выступили лучше остальных, смогли упрочить свои шансы на попадание в сборную на следующий год. Как будет в этом году – пока неизвестно.

- Возможно, победителям олимпиады по экспериментальной физике предоставляются другие преференции? Например, им начисляют дополнительные баллы при поступлении или вузы вовсе берут их вне конкурса?

- Это личное дело каждой образовательной организации. Так, Республиканский лицей для одарённых детей в Мордовии принимает участников олимпиады по экспериментальной физике к себе без экзаменов.

Будут ли давать медали олимпиады блага при поступлении в вузы - пока говорить сложно. Думаю, что скорее нет, чем да. Школьники должны воспринимать олимпиаду не только как соревнование, но и как мощный курс подготовки перед региональными этапами, перед самой всероссийской олимпиадой. Наши задачи ничуть не уступают тем, которые предлагают решить на всероссийской олимпиаде.  

- Расскажите, как проходит сама олимпиада, сколько туров включает и как оценивается?

- Олимпиада состоит из трех туров, в каждом из которых по две задачи, порой - по одной. На решение каждой задачи по международному стандарту отводится два с половиной часа. Но если задача длинная, время увеличивается вдвое.  

После того, как школьники сдают свои работы, их сканируют и копируют, чтобы дети могли подготовиться к апелляции. Затем участникам выдаётся правильное решение, там также прописаны все критерии и разбалловка. Кроме того, специалисты разбирают все задачи, чтобы и школьники, и руководители команд понимали, каков правильный ответ в каждом конкретном случае.

- Как часто участники олимпиады подают на апелляцию?

- Это не редкость. Каждый участник вправе оспорить решение жюри. Порой экспертная комиссия меняет решение, порой остаётся при своём мнении. Всё зависит от конкретной ситуации. Из-за нервозных ситуаций школьники нередко допускают описки при переносе информации из черновиков в чистовики, и при разборе ситуации такие ошибки оцениваются уже не так сурово. Эффективность апелляции зачастую зависит от того, насколько чётко ребёнок может донести то, с чем он не согласен. На отстаивание своей позиции отводится 10 минут. Этого времени должно хватить для того, чтобы чётко сформулировать свои доводы.

- Какова роль руководителя команды?

- Решать задачи он, конечно, не может, это запрещено. Руководитель вправе лишь подбадривать детей. Иногда бывают действительно тяжёлые моменты для ребят, и тут на помощь должен прийти наставник. Он должен приободрить ребёнка, сказать, что у него обязательно всё получится. А бывает и наоборот, когда надо поругать, немного повысить голос.

- В каких условиях дети решают задачи? Как вы боретесь с тем, чтобы школьники не выходили в Интернет?

- В прошлом году мы пропускали ребят через рамки металлоискателей, чтобы ни у кого не возникло лишних вопросов и подозрений, что кто-то из участников мог выйти в Интернет с мобильного телефона. Все необходимое детям выдают на месте, в том числе ручку, карандаш и бумагу.

Они берут с собой только свои знания и умения. Кстати, каждый участник пишет задание в индивидуальной кабинке. В некоторой степени процедура чем-то напоминает выборы, когда никто не видит, что ты делаешь и за кого отдаешь свой голос.

- Жюри оценивает общий балл команды по решению всех задач или каждому индивидуально присуждаются очки?

- Эксперты оценивают каждую задачу каждого участника индивидуально. Таким образом, проводится личный зачёт. Получается, что школьник, набравший большинство баллов, вне зависимости от того, как выступила его команда, становится абсолютным победителем.

Наряду с личным зачётом существует командный. Он проводится в двух лигах – лиге полного состава и лиге старшей школы. В лигу полного состава входят команды, в составе которых есть учащиеся и 9-х, и 10-х и 11-х классов, а в лигу старшей школы входят команды, в составе которой есть учащиеся и 10-х, и 11-х классов.

- Приоткройте немного завесу тайны: в этом году организаторы приготовили какие-либо сюрпризы для участников?

- Я думаю, что поездка в Сочи уже своего рода подарок. Всё-таки природа здесь отличается от подмосковной. Многие ребята, возможно, впервые увидят горы, море, кто-то из них непременно побывает на Красной Поляне. А для кого-то открытием станут олимпийские объекты.

- Планируется ли в будущем проводить олимпиаду по экспериментальной физике на базе «Сириуса»?

- Надеюсь, она сможет здесь закрепиться, и мы будем приезжать сюда ежегодно. На мой взгляд, площадка, которую нам предоставил Фонд «Талант и успех», совершенно замечательная.

Информационная служба портала

 

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!