help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Сенсационное научное открытие произошло в начале этого года: ученые объявили о том, что зафиксировали гравитационные волны. О событии, поменявшем наше представление о физике и астрономии, рассказал доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой физики колебаний МГУ им. Ломоносова Сергей Вятчанин. Также он обозначил проблемы, которые сегодня препятствуют развитию науки.

– Сергей Петрович, какая научная программа была подготовлена и представлена в «Сириусе» школьникам, увлекающимся физикой?

– Очень насыщенная и разнообразная. Мой коллега Валерий Павлович Митрофанов рассказывал в Образовательном центре про открытие гравитационных волн, а я знакомил ребят с другими прецизионными измерениями ("прецизионный" - значит очень точный). Я старался рассказывать на доступном языке,чтобы он становился понятен каждому. Насколько это удалось - судить школьникам.

– Какое впечатление на Вас произвели воспитанники «Сириуса»?

– В силу своей загруженности я давненько не встречался со школьниками. Причем если раньше у меня было общение со старшеклассниками, то в этот раз передо мной была аудитория учащихся 7-8 классов.

Я был приятно удивлен, что дети в таком юном возрасте хорошо образованы и мотивированы. Их интересует, что рассказывает лектор, они задают массу уточняющих вопросов. Знаете, самые «тяжелые» лекции – это когда ты не чувствуешь отдачи. В «Сириусе» такого не было, я видел интерес в глазах детей.

В «Сириусе» я видел интерес в глазах детей

– Вы впервые оказались в «Сириусе». Что можете сказать об этой образовательной площадке?

– Конечно, можно продолжать учить детей на местах. Допустим, прекрасные знания дают в Колмогоровской школе-интернате. Но ведь не во всех регионах есть такие уникальные учебные заведения, поэтому  создание «Сириуса» стало правильным решением. Теперь у школьников из регионов есть возможность встречаться с интересными людьми, профессорами, мастерами своего дела.

– По Вашим наблюдениям, какое направление сегодня больше всего интересует школьников?

– Если говорить об естественных науках, то популярностью пользуется биология. Именно она развивается сейчас наиболее активно, интенсивно. Физика, к сожалению, перестала быть царицей наук. Тем не менее, ею тоже продолжают интересоваться.

– Как объяснить школьникам, которые занимаются искусством и спортом, что такое гравитационные волны?

– Приведу известную аналогию. Нужно представить упругий круг. Если бросить в него легкий шарик, он покатится по прямой. Если же в центр круга положить тяжелое яблоко, то траектория искривится.

– Какие возможности появились у человечества после открытия гравитационных волн?

–          Нам надо идти дальше, повышать чувствительность. Само по себе событие ничего не решает и не объясняет. Это первая ласточка в череде научных достижений. Ученые открыли новую эру – эру гравитационно-волновой астрономии. Появился еще один инструмент для исследования Вселенной.

Школьники продолжают интересоваться физикой

–          Есть ли проблемы в системе образования, препятствующие развитию науки?

– Раньше в МГУ поступали не только из центральных городов, но и с периферии. У толковой молодежи была возможность учиться в престижных вузах. Зато сейчас есть случаи, когда школьник, совсем не смыслящий в физике, успешно заканчивает школу.

Также свою лепту вносит само общество потребления. Раньше мы жили хуже, но тогда было престижно хорошо учиться. Многие занимались наукой, изучали космос. Сейчас приоритеты изменились. Мы хвастаемся своими поездками за границу, а не научными достижениями.

Причем от этого страдает весь мир: не только россияне, но и американцы с европейцами. Культ потребления портит наше общество. Люди не понимают, каких поистине уникальных вещей они лишаются из-за желания жить красиво.

И вообще, главная беда - это ЕГЭ. России досталась замечательная система школьного образования, сложившаяся в СССР. А советская школа в свою очередь взяла лучшее из образования гимназий, существовавших в царской России.

– Что бы Вы пожелали ребятам, которые увлекаются наукой?

– Выбрать правильный путь. Зачастую, чтобы сделать это, рядом должен находиться взрослый, с которого ребенок будет брать пример.  

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!