Многолетний руководитель подготовки национальной команды РФ по физике Валерий Слободянин в интервью порталу sochisirius.ru рассказал о том, с какими проблемами сталкиваются ребята, готовясь к олимпиадам, в чем специфика международных соревнований по физике и почему в становлении молодых учёных важна роль наставника.
- Валерий Павлович, как считаете, каков сегодня уровень подготовки школьников, увлекающихся физикой?
- На мой взгляд, популяризация популярность науки среди школьников растёт. Но в то же время разнообразия регионов, из которых приезжают финалисты олимпиад, стало меньше. Например, раньше в сборную регулярно попадали ребята из Саратова, Перми и других городов, а сейчас этого нет.
- Как исправить ситуацию?
- Нужны педагоги, которые смогли бы увлечь детей и заниматься с ними. Например, в городе Березники Пермского края трудится прекрасный учитель физики Василий Васильевич Ефимов. Он «стряпает» школьников-победителей как пирожки, если, конечно, так можно выразиться. Человек живёт этим! Педагог – это ключевой момент в подготовке одарённых школьников. Но это лишь одна составляющая.
Другой момент – школьники должны быть похожи на тех, которые приезжают в «Сириус». Мои коллеги, поработав в Сочи с восьмиклассниками, остались в восторге от них. Дети схватывают материал на лету, быстро понимают полученную информацию и хотят учиться. Вот такие физики нам необходимы!
Популярность науки среди школьников растёт
- Можно ли выделить какие-то регионы, где готовят сильных ребят?
- Таких городов несколько. Мощные команды есть в Москве, Санкт-Петербурге, Саранске, Челябинске. Кстати, Артём Воронов, который является председателем Центральной предметно-методической комиссии ВсОШ по физике, окончил именно 31-й челябинский лицей. В свое время он завоевал золотую медаль в Канаде.
Остальные центры выступают слабее. Исключение, пожалуй, составляют учащиеся Новосибирского специализированного учебно-научного центра (СУНЦ).
Проблема в том, что программа Центра не увязана с той, которую мы опубликовали на сайте министерства образования и по которой формируется итоговый комплект заданий. В результате ребята порой выступают неудачно, так как они не успевают пройти необходимые темы.
- На Ваш взгляд, с какой самой сложной проблемой сталкиваются школьники при подготовке к олимпиадам?
- Безусловно, это психологическая подготовка. Помнится, несколько лет назад благотворительный фонд Владимира Потанина даже выделял психологов, которые работали с национальной сборной России по физике. На первом занятии ребята знакомились друг с другом. За короткое время они должны были стать сплочённой командой.
Вторая встреча проходила непосредственно перед выездом. Только тогда работа велась в индивидуальном порядке. Что конкретно с ними делали, не знаю, но эффект потрясающий!
Женя Мозгунов, окончивший Сергиево-Посадский физико-математический лицей, был необычайно талантливым мальчиком, но выступал неровно. Он мог как с треском провалить тур, так и с ошеломляющим успехом стать победителем. После работы с психологами он завоевал медаль на олимпиаде в Испании, а потом благополучно поступил на физтех. С тех пор ему не было равных. Он был лучшим на всех студенческих олимпиадах. Сейчас он уехал в Америку, занимается наукой и преподает. Виделись с ним прошлым летом, у него все прекрасно!
- В чем отличия между российскими и зарубежными соревнованиями по физике?
- При подготовке к нашим олимпиадам учителя ориентируются на программу, которая размещена на сайте Минобразования. Например, они точно знают, что у десятиклассников не будет задач по оптике, а на областном этапе нет уравнений термодинамики. Исходя из этого, педагоги в подготовке школьников делают упор на нужные направления.
На международных олимпиадах всё иначе. Если наши задачи длинные и креативные, то за границей первые вопросы вообще простые. Они усложняются по мере перехода от одного задания к другому. Во-вторых, там достаточно большой объем. Наши ребята не успевают выполнить все. Впрочем, не мы одни такие. Решить все задания олимпиады от начала и до конца удается иногда только китайцам. Как они это делают, непонятно.
Если десять лет назад школьники успевали сначала все порешать в черновике, а потом уже перенести в чистовик, то сейчас этого нет. Идет не соревнование умов, а соревнование нервов и прессинг.
Школьники должны быть похожи на тех, которые приезжают в «Сириус»
- Какие перспективы открываются перед детьми, участвующими в подобных соревнованиях?
- На таких ребят огромный спрос, любой вуз мечтает заполучить их. Руководство институтов и университетов обещает создать все условия, чтобы они занимались наукой именно у них. Однако сами ребята выбирают лишь небольшое количество вузов, отдавая предпочтением тем, где действительно есть хорошая научная база.
На старших курсах молодежь начинает задумываться над тем, чтобы поучиться за рубежом. В результате часть из них уезжает заграницу. Кстати, некоторые научные руководители сами отправляют студентов на время в другие государства, давая им возможность познакомиться с интересными, выдающимися людьми и поработать на уникальном оборудовании.
Международное сотрудничество само по себе полезно. Плохо, когда ребята уезжают из страны навсегда. Видимо, для них не созданы условия, в которых они хотели бы и могли работать.
- Могли бы пояснить, о чем идет речь?
- Я говорю о бумажной волоките, существующей в нашей стране. Допустим, в Германии от ученого, которого приглашают для проведения научной работы, требуют лишь составить список необходимых вещей. Все остальное сделают за него. У нас же ученому надо пробежаться по нескольким кабинетам чиновников, чтобы те подписали различные уведомления. Такой подход раздражает и напрягает. В результате молодые ученые машут рукой и едут работать на Запад.
Тем не менее, ситуация по сравнению с началом 2000-х годов, когда страна массово теряла хорошие кадры, изменилась. Сейчас физики все чаще едут заграницу, чтобы завести определенный круг знакомств и вернуться.
- Что бы Вы хотели пожелать участникам апрельской смены «Сириуса»?
- Чтобы они уважали и ценили своих научных руководителей, педагогов и тренеров. Ведь какое бы направление не выбрал ребенок, он встанет на «крыло» только в том случае, если рядом с ним будет хороший наставник. Конечно, бывают уникумы, которые могут заявить о себе самостоятельно, но это все-таки единичные случаи, исключения. Роль педагога была важна во все времена. Так было, есть и будет!