help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Он проводит мастер-классы для воспитанников Образовательного центра не в первый раз. Своими впечатлениями о «Сириусе», а также о том, что повлияло на его решение стать скрипачом, Максим Федотов поделился с порталом sochisirius.ru.

 

О профессиональной деятельности

– Максим Викторович, о чём Вы мечтали в детстве?

– Мой отец Виктор Андреевич Федотов был выдающимся петербуржским дирижёром. Его пример для меня беспрецедентен, однако в силу своей занятости он практически не занимался со мной. Когда я делал первые шаги в игре на скрипке, то часто посещал спектакли с участием отца. В то время я также мечтал стать водителем автомобиля. И вот однажды после спектакля увидел, что все «первые скрипки», включая концертмейстера, сели за руль своих автомобилей и уехали. Тут мне стало понятно, что оба любимых дела можно совместить.

Хотите верьте – хотите нет, но я с детства знал, что буду солирующим скрипачом. С того момента, как впервые взял в руки инструмент, не сомневался, что буду играть на сцене. Даже не знаю, откуда у мальчишки была такая самоуверенность (смеётся – прим. авт.).

– Знаем, что Вы ежедневно занимаетесь на скрипке. Это работа по самосовершенствованию?

– Я был бы рад считать это работой по самосовершенствованию (улыбается – прим. авт.). Вообще к развитию должен стремиться каждый. Наша профессия, как и профессия спортсменов или артистов балета, требует многочасовых занятий. Сейчас я разучиваю определённые программы для концертов, и это тоже часть развития. Необходимо постоянно расширять свой репертуар, включать в него что-то новое.

– Вы не только скрипач, преподаватель, но и дирижёр… Как это у Вас получилось?

– Во-первых, мне посчастливилось общаться, играть и репетировать с выдающимися дирижёрами, причём не только отечественными, но и европейскими, японскими и корейскими.

Во-вторых, на определённом жизненном этапе я осознал, что мне безумно интересно дирижёрство как таковое. Конечно, скрипичный репертуар богат, но он не безграничен. А есть музыка, которую любишь с детства, и наступает момент, когда хочется к ней прикоснуться и прочесть по-своему.

К тому же мне стали поступать дирижёрские приглашения, на которые я соглашался. И постепенно дирижёрство стало одной из моих специальностей.

– Как у Вас складывались отношения с партнёрами по сцене?

– В этом плане я абсолютно счастливый человек. У меня всегда, и тут я нисколько не лукавлю, были хорошие партнёры. От того, кто находится рядом с тобой, в творчестве, как и в жизни, многое зависит. Скоро исполнится 25 лет нашему дуэту с замечательной пианисткой Галиной Петровой. Наш ансамбль сложился в далёком 1992 году: за это время были даны сотни совместных концертов.

– Насколько музыкальные конкурсы для скрипачей советских лет отличаются от сегодняшних?

– В то время было значительно сложнее, чем сейчас. Прежде чем выступить за границей, нужно было пройти несколько отборов. В результате только один-два человека отправлялись в Париж, Токио, Монреаль... Примечательно, что сами отборы были куда серьёзнее, чем конкурсы. После них мы чувствовали себя подготовленными на 200%!

Считаю, что сегодня нужно приложить максимум усилий, чтобы сохранить нашу традиционную профессиональную систему образования. Дело в том, что наблюдается много попыток сломать её и даже разрушить. Определённый круг лиц стремится убрать профессиональное образование с детских лет, но это неправильно. Учить нашей профессии нужно с пяти-шести лет, потом будет слишком поздно!

 

О работе с воспитанниками «Сириуса»

– Чем Вас привлёк Образовательный центр в Сочи?

– «Сириус» это то место, где собирается элита нашего общества: научная, спортивная, культурная. Быть среди выдающихся представителей разных профессий – большая ответственность. Здесь всё продумано до мельчайших деталей. Только взгляните на облик этого Центра: всё создано для развития! В такой обстановке несомненно черпаешь что-то новое для себя. Для детей – огромное счастье окунуться в эту атмосферу. У них есть возможность позаниматься с мастерами своего дела, задать вопросы успешным представителям своей будущей профессии.

Мне впервые посчастливилось посетить «Сириус» в минувшем сентябре. Я был здесь всего десять дней и уехал под большим впечатлением.

– В чём специфика работы с талантливыми детьми?

– Занятия с ребятами проходят иначе, чем со взрослыми. Талант ещё нужно разглядеть, и не каждому дано увидеть искру Божью. Её ни в коем случае нельзя гасить занудством и школярством. Наоборот, таким ребятам необходимо дать импульс к развитию, попытаться направить их в верное русло. Для работы с талантливыми детьми нужен особый дар.

 

Мастер-классы в «Сириусе»

– Как проходят мастер-классы в «Сириусе»?

– Мы выстраиваем график занятий в зависимости от того, как подготовлен ребёнок. После нескольких встреч становится ясно, кого и как следует развивать. Во многом уровень детей зависит от их работы с прошлым педагогом и от того, какой объём знаний он успел дать ребёнку.

У меня есть определённые вопросы к репертуару, который ребята представляют здесь. Приезжая в «Сириус», они должны понимать, что это не очередная поездка в детский лагерь. У детей должно быть как можно больше готовых произведений.

Конечно, нам бы хотелось видеть на мастер-классах хорошо подготовленных детей, но это не всегда получается. Впрочем, для исправления ошибок как раз и пригласили нас, именитых педагогов. Многим приходится корректировать свой график, чтобы на несколько дней вырваться сюда. Нас курируют и направляют коллеги из Дома Музыки в Санкт-Петербурге, и за это им отдельное спасибо.

– Итогом пройденных мастер-классов в «Сириусе» становится концерт. Как Вы отбираете произведения к нему?

– На мой взгляд, абсолютно верно, что последний аккорд в работе каждой смены «Сириуса» – концерт. Однако возникает дилемма: кого и с чем выставить на всеобщее обозрение. Например, ребёнок привозит три-четыре произведения, одно из которых большое и не до конца готовое, другое не представляет интереса для слушателей, а третье – в состоянии разбора. И как тут выбрать? Нужно понимать, что я беру ответственность за ребенка. Он должен на выходе стать лучше, чем был до приезда, и тут важно мне самому не ударить в грязь лицом.

– Получается, что не все дети смены выступают в конце?

– Нет, но даже если дети не попали на концерт, они всё равно стали другими. Я наблюдаю, как с каждым днём воспитанники становятся профессиональнее, взрослеют на глазах. В профессии скрипача изменения не происходят моментально. Должны пройти недели, месяцы, чтобы просто осознать полученный поток новой информации, знаний и приёмов. 

– Как, на Ваш взгляд, сложится судьба ребят, побывавших в «Сириусе»?

– Я не могу отвечать за всех. Но те, кто рождён играть на скрипке, довольно быстро меняются в этом Образовательном центре. Кстати, ребята, побывавшие здесь в осенний заезд, потом нашли меня в Москве. Они признались, что не могут жить по-прежнему, так как осознали, насколько серьёзно и без остатка нужно отдаваться своей профессии.

В малых городах России зачастую складывается ошибочное мнение, что искусство сегодня никому не нужно. Но подумайте сами: если бы так было на самом деле, разве велась бы работа центра «Сириус» под таким высочайшим патронатом? Хочется верить, что подобная образовательная деятельность продолжится и дальше. Только так и может происходить отбор и развитие одарённых детей.

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!